Публикация

Ждун, звездные гости и леттерстакинг: как продвигают себя детские библиотеки Тольятти

Техническая поддержка

Новые герои рубрики «Знакомство с учреждением» – детские библиотеки города Тольятти! Мы узнали у заведующей организационно-методическим отделом Ольги Будариной о способах привлечения аудитории через сайт и социальные сети, составлении контент-плана, применении модных тенденций вроде Ждуна и полезных сервисах, которые помогают в работе.


Как все началось и кто работает над продвижением

— Расскажите, с чего началось продвижение тольяттинских детских библиотек в Интернете?

— Сайт учреждения появился в 2008 году. Через восемь лет была осуществлена его полная модернизация, начиная от смены движка и заканчивая наполнением ресурса принципиально новыми возможностями.

Первой детской библиотекой Тольятти, которая пришла во «ВКонтакте», стала детская библиотека № 21: ее группа ведет свою историю с 2010 года. Через два года была создана публичная страница Объединения детских библиотек. В настоящее время официальная страница МБУК «ОДБ» «ВКонтакте» насчитывает более 1 300 подписчиков. В течение пяти лет мы расширяли свое присутствие в интернете: появилась группа в социальной сети «Одноклассники», Twitter, Instagram, видеоканал на Youtube, а также страница Объединения детских библиотек Тольятти на Facebook.

— Кто из сотрудников задействован в этой работе?

— Подготовка пресс-релизов, наполнение сайта, работа в АИС ЕИПСК, а также группа в социальной сети «ВКонтакте» – в зоне моей ответственности. Страницу в Facebook ведет заведующая Центральной детской библиотекой Вера Ухова. Библиотекарь Руслан Ширинов занимается Instagram и видеоканалом МБУК «ОДБ». Техническое сопровождение сайта осуществляет инженер-программист Андрей Кусайко. В нашей команде – дизайнер и фотограф в одном лице – Татьяна Козлова. Также фотоотчеты мероприятий готовят Руслан Ширинов и Лариса Езипова.

Следует отметить, что помимо паблика МБУК «ОДБ» «ВКонтакте» успешно функционируют группы детских библиотек Тольятти. На сегодняшний день их число – 21. Сообщества ведут сотрудники структурных подразделений: библиотекари и заведующие.

«ВКонтакте» существуют также тематические группы краеведческой направленности («Тольятти – мой город» и «Самарская детская книга»), группы проектов, мастерских и студий: экологический волонтерский центр «Гнездо», «Библиодомики в Тольятти», «Ноль Плюс» и «Мама Плюс», мультстудия «Маяк», «ЭВМ» и др. Ведением этих групп занимаются специалисты ОДБ и волонтеры.

Динамичный характер публикациям МБУК «ОДБ» в интернете придает тот факт, что директор учреждения Марина Козлова сама является активным пользователем социальных сетей. Она мониторит все направления, а мы учимся у нее умению выстраивать коммуникации и способности ориентироваться в информационном поле.


Марина Козлова – директор Объединения детских библиотек Тольятти


О способах привлечения аудитории через сайт и социальные сети

— Кто ваша целевая аудитория в социальных сетях? И какими способами ее привлекаете?

— Основная целевая аудитория «ВКонтакте» – это родители в возрасте 27-45 лет. Приведем несколько примеров удачных активностей в социальных сетях:





  • дарим подарки к праздникам;

Расписание уроков ко Дню знаний. В электронном виде его можно скачать с сайта, в бумажном дарили 1 сентября на мероприятиях, посвященных Дню знаний


  • в 2015 году реализовали проект «Дочитаться до звезды» – серию видеороликов, где читатели детских библиотек Тольятти общались с известными людьми о книгах (солисты групп On-The-Go, «Пицца», Iowa, певицы Пелагея и Светлана Сурганова, поэтесса Ах Астахова и др. Количество просмотров видео с хэштегом #дочитатьсядозвезды достигает нескольких тысяч (например, интервью с Пелагеей — более 14 000 просмотров);

Встречи с Пелагеей, Сергеем Приказчиковым (группа «Пицца»), Iowa


  • публикуем посты о внутренней «кухне» детских библиотек под хэштегами #ррработаем, #какмыэтоделаем. Например, ускоренное видео сборки картонного лабиринта или история о том, как мы ролик о правилах дорожного движения снимали.


Большое значение играет визуальный контент. Мы отказались от стоковых изображений, фотоотчеты публикуем в день проведения мероприятий, в афишах используем авторские рисунки.


Наши котики


— Как часто вы размещаете публикации? И на какие темы? 

— Для себя мы вывели предварительные формулы оптимального контент-плана публикаций. Количество ежедневных постов – не более 5 (35-40 постов в неделю). Соотношение типов информации:

  • новостная (анонсы, фотоотчеты) – 30%;
  • обучающая (рекомендательные списки, рецензии на книги, #взятьпочитать) – 30%;
  • развлекательная (цитаты, стихотворения) – 15%;
  • интерактивная (например, опрос читателей «А вы знаете, как называется узкая лента в книге для закладок страниц?») – 10%;
  • рекламная (услуги детских библиотек. Например, о доступе к Национальной электронной детской библиотеке) – 10%;
  • перепосты партнеров и друзей (например, спектакли детского театра) — не более 10%.

— На вашем сайте есть интересные разделы: виджет «Найди свою библиотеку», колонка директора, рекомендации книги. Как пришли эти идеи? И как это работает?

— Объединение детских библиотек – это Центральная детская библиотека и 23 детские библиотеки, расположенные во всех районах Тольятти. Виджет «Найди свою библиотеку» помогает читателям сориентироваться в пространстве города, найти нужную библиотеку и понять, как до нее добраться.



Колонка директора появилась по инициативе Марины Козловой – директора МБУК «ОДБ». Здесь она делится мыслями, планами и новостями из жизни детских библиотек. Назначение этой рубрики – обратить внимание на определенное событие в информационном поле. Поводами для публикаций могут быть предстоящие и прошедшие мероприятия, актуальная тема, словом, праздники и будни детских библиотек. Самое главное в этой рубрике – месседж, что мы открыты, мы все готовы общаться.



«Рекомендуем прочитать» – это авторская колонка нашего редактора. Здесь публикуются рецензии на книги, адресованные подросткам. В наших планах создать коллекцию статей, рассказывающих читателям 12-16 лет о произведениях, которые заслуживают их внимания.



Об использовании инструментов АИС ЕИПСК на практике

— Работа в АИС ЕИПСК началась в сентябре 2015 года. Какие инструменты вы используете?

— Помимо публикации событий, в октябре 2016 года начали использовать сервис рассылок и наполнение базы данных контактов. В последние месяцы, в связи с тем, что на сайте МБУК «ОДБ» был размещен виджет подписки, собирать контактные данные стало проще. Из предлагаемых шаблонов писем с рассылками хочется отметить «Анонс событий» (используем при большом количестве мероприятий от разных библиотек), а также «Информационный» (практичный способ информирования подписчиков о новых публикациях на сайте учреждения).

Для анонсирования лекций С. Дробышевского о динозаврах использовали встроенный виджет заявки на мероприятие. В итоге на событие записалось более 45 человек.

Осваиваем инструмент «Социальные сети» и уже оценили его удобство в плане трансляции новостей учреждения в «Одноклассниках» и Twitter. Удобно, что публикации всех сообществ выстраиваются в ленте в порядке очереди, имеется счетчик символов, отложенный постинг, а также отдельная строка для тегов.


Виджет заявки на мероприятие


— Какие инструменты хотелось бы изучить более подробно?   

— Хотелось бы освоить публикации из коллекций.


О «Библионочи», применении модных тенденций и полезных сервисах, которые помогают в работе

— Скоро состоится «Библионочь». С какого года тольяттинские детские библиотеки принимают участие в акции?

— В Библионочи участвуем с 2012 года. Каждый год стараемся увеличить количество площадок: если «Библиосумерки-2012» проходили только в Центральной детской библиотеке, то в нынешнем году уже семь детских библиотек Тольятти будут открыты для читателей до 21:00.


«Библиосумерки-2017» в детских библиотеках Тольятти


— Вы использовали один из самых актуальных трендов года – Ждуна. Какие модные тенденции еще применяли?

— Конечно, целенаправленно за трендами не следим. Зачастую идеи использования рождаются спонтанно, как это было и со Ждуном. В феврале после проведения Ночи Гарри Поттера библиотекари сделали коллективный снимок, на который Ждун так и «просился».


Библионочь, мы тебя так ждали!


Кстати, для продвижения события «Ночь Гарри Поттера» мы публиковали посты с обратным отсчетом времени и изображениями с синематографичным эффектом. Всего было создано 9 «живых картинок» в gif-формате, которые, надеемся, запомнились нашим читателям.

Для создания вовлекающего контента в дни новогодних каникул проводили конкурс для читателей: на постере корпоративного календаря нужно было найти персонажей 12 литературных произведений. В результате посещаемость сайта МБУК «ОДБ» с 1 по 9 января 2017 года была в три раза выше по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года.



Как видно, многие наши идеи успешно воплощаются благодаря нашему художнику Татьяне Козловой. Порой, интересно отмечать, что трендовые дизайнерские решения уже были использованы нами в работе. Например, популярный в последние два года леттерстакинг оказался отличным вариантом для оформления логотипа коворкинга для родителей «Ноль Плюс», который открылся летом 2015 года


Коворкинг для родителей «Ноль Плюс»


— Посоветуйте коллегам сервисы/блоги/книги/статьи, которые могут быть полезны.

— glvrd.ru — сервис по поиску языкового мусора, стоп-слов, штампов; typograf.ru — сервис по подготовке текстов к web-изданию; ru.readability.io — сервис проверки читабельности текстов; socialstats.ru — универсальный бесплатный инструмент для анализа сообществ и личных страниц «ВКонтакте».

— Порекомендуйте ссылки на сайты и сообщества, за которыми следите в Интернете.

— «Мел» – интернет-издание, где о детях, родителях и образовании говорят честно и без пафоса.

— Что вы можете пожелать коллегам – сотрудникам учреждений культуры?

— Не снижать темпа :) #ррработаем.

Загрузка комментариев