Итоги культурной изоляции в сфере онлайн-развлечений
За прошедшие две недели, во время которых культурные учреждения страны не принимали посетителей, многие перешли на работу с аудиторией в онлайн-формате. Музеи, библиотеки, консерватории, театры готовили специальные мероприятия, которые можно было посмотреть в режиме реального времени в сети Интернет.
За март 2020 года портал «Культура.РФ» установил рекорд в восемь миллионов просмотров. По сравнению с мартом 2019 года этот показатель вырос почти в два раза. При этом время пребывания на сайте и глубина просмотра увеличились на 20–25%.
Особо популярен у посетителей портала видеоконтент. Так, наиболее востребованным разделом за прошедшие две недели стал «Каталог спектаклей», просмотры которого возросли в 20 раз. Посещаемость раздела «Live», в котором собрана программа онлайн-трансляций, выросла в 17 раз. Помимо этого, стоит отметить, что количество запросов на проведение трансляций от учреждений культуры увеличилось в пять раз. Популярен стал раздел «Концерты», где можно найти записи многих прошедших на портале трансляций. Стабильный рост аудитории в два-четыре раза показывают разделы «Фильмы», «Лекции» и «Книги».
В топе популярных видеоматериалов — спектакли «Юнона и Авось», «Любовь. Письма», «Денискины рассказы», трансляции из цикла «Домашний сезон» Московской филармонии и, конечно, эксклюзивный показ постановок Большого театра («Лебединое озеро», «Спящая красавица», «Ромео и Джульетта»). Помимо этого, возрос интерес к семейному и детскому контенту: спектакли для детей, фильмы-сказки («Морозко», «Волшебник из страны Оз»). Произведения Пушкина, Чуковского, Лермонтова, стихи о весне были особенно популярны у пользователей. Также повысился интерес к культовым советским кинолентам: это «Москва слезам не верит», «Собачье сердце», «Любовь и голуби» и другие.
В социальных сетях портала также наблюдается
рост активности аудитории. Лидируют по приросту Instagram и «ВКонтакте».
Представители социальной сети «ВКонтакте» отмечают, что наибольшим спросом в данный момент пользуется VK Mini Apps — платформа с мини-приложениями, которые открываются внутри VK. Ежедневный поток пользователей по сравнению с прошлым месяцем вырос на 260% и составил 27 миллионов человек.
Видеоплатформы также демонстрируют большой рост. Платформа Okko, например, по посещаемости на неделе с 16 по 22 марта выросла на 30% в сравнении с предыдущей, а на неделе с 23 по 29 марта — еще на 13%. За первые два дня выходной недели, 30 и 31 марта, посещаемость Okko выросла на 25% в сравнении с понедельником и вторником предыдущей недели.
Платформа Okko представила и новый формат — «Искусство онлайн»: коллекцию спектаклей, концертов, виртуальных экскурсий от ведущих российских театров и музеев. Также Okko запустила новый проект для детской аудитории «Сказки на ночь», который знакомит маленьких зрителей с русскими сказками и национальными традициями. До этого подобный культурный контент на платформе отсутствовал.
Образовательная платформа «Arzamas» отмечает, что по сравнению с началом марта визиты на сайт выросли на 100%, а просмотры страниц — на 150% в день. Количество прослушиваний «Радио Arzamas» увеличилось на 200%.
Активно используют новые форматы взаимодействия с аудиторией ведущие музеи страны: Эрмитаж, ГМИИ им. А. С. Пушкина, ГИМ, Третьяковская галерея, Музей Востока, Бахрушинский музей, Музей Победы и многие другие. Они проводят трансляции экскурсий и открытий выставок, лекции от кураторов и хранителей, курсы по истории искусств, а также активно ведут социальные сети. В целом культурные учреждения демонстрируют повышенный интерес к переходу в интернет-пространство для поддержания взаимодействия с аудиторией.
Например, Музей Победы отмечает повышенный интерес к сайту музея после запуска виртуальных экскурсий и туров. При этом сайт охватывает не только Москву, но и региональную аудиторию, тем самым повышая узнаваемость бренда.
Пресс-служба Музея
Победы:
«За
последние две недели марта востребованность музея в Сети заметно возросла.
Почти в два раза популярнее стали социальные сети. Количество просмотров в сети
«ВКонтакте» выросло с 83 000 до 159 000, в Facebook — с 63 000 до 101 000,
в «Одноклассниках» — с 40 000 до 60 000. Количество уникальных
пользователей в Instagram увеличилось
с 56 000 до 103 000».
Значительный рост аудитории показал и информационный портал музея РИА «Победа РФ». В марте онлайн-платформой актуальных новостей в области культуры, истории и патриотизма пользователи интересовались в два раза чаще, чем в феврале: в марте платформа набрала 182 995 просмотров, тогда как в феврале этот показатель составил 94 016 просмотров.
Сеть кинотеатров «Москино» направила все свои ресурсы на переход в онлайн-пространство и запустила проект «Москино дома», где собраны рекомендации фильмов для домашнего просмотра, проходят лекции кинокритиков, интернет-встречи с режиссерами и онлайн-премьеры, например показ фильма «Я — Москва» Риты Захаровой. Все желающие могут посетить и онлайн-киноклуб «Москино Звезда», оформленный как интерьер реального кинотеатра. Помимо этого, на сайте представлена классика немого кино с саундтреками, записанными в прошлом году во время киноконцертов «Москино AV».
Светлана Максимченко, генеральный директор Москино:
«Мы закрыли кинотеатры городской сети «Москино» 17 марта и сразу же стали думать о том, как перевести наши программы в онлайн. Мы не стали и не станем онлайн-кинотеатром — рекомендуем фильмы на портале «Культура.РФ», «Мосфильме», «Кинопоиске» и других ресурсах. Мы скорее создаем контент и онлайн-события вокруг фильмов — подводки, видеоэссе, онлайн-лекции и Q&A. Хотя мы премьерим онлайн и собственный контент — например, открыли к онлайн-просмотру наш документальный фильм. Что дальше — будет видно».
Большой рост показали и книжные платформы. Так, на первой неделе самоизоляции, с 17 по 23 марта, возросло число скачиваний приложений «ЛитРес» на платформе iOS: «Читай!» — на 40%, «Слушай!» — на 42%. Помимо этого, количество скачиваний бесплатных книг по сравнению с предыдущей неделей возросло на 142%.
Сергей Анурьев, генеральный директор ГК «ЛитРес»:
«Значительный рост демонстрируют подписные сервисы: продажи MyBook, крупнейшего книжного сервиса по подписке, на неделе с 17 по 23 марта выросли на 68% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года».
Также «ЛитРес» отмечает, что читатели активно пользуются онлайн-услугами библиотек. На неделе с 17 по 23 марта российские библиотеки через проект «ЛитРес: Библиотека» закупили на 23% больше книг в библиотечные фонды, чем неделей ранее. Среди городов-лидеров — Москва, Санкт-Петербург, Челябинск, Ростов-на-Дону, Мурманск, Пермь и Томск.
Многие СМИ также перевели свои ресурсы в онлайн. Например, издательский дом Hearst Shkulev Media открыл бесплатный доступ к архиву своих журналов. «Радио Культура» также полностью перешло на удаленный формат работы, несмотря на все технические сложности, и 31 марта запустило специальный проект «Адаптация», в рамках которого проходят Zoom-встречи с представителями культурной индустрии, где обсуждают проблемы закрытия учреждений и специфику перехода в онлайн.
Максим Осипов, начальник службы «Радио «Культура»:
«Сегодня основной задачей всех, кто причастен к культурной сфере, становится удержаться на плаву, удержаться в информационном поле, сохранить ту уникальную, динамично развивающуюся культурную среду, к которой мы все привыкли за последнее время. Рейтинг радиостанции за последние недели вырос: как никогда, слушателям необходима хорошая литература, отличная музыка и понимание, что культура жива и по-прежнему с нами».
В свободном доступе на сайте и в архиве приложения находится большое собрание радиоспектаклей в разделе «Здесь не скучно»: произведения Антона Чехова, Федора Достоевского, Александра Пушкина, Николая Лескова, Ивана Тургенева и зарубежных авторов звучат голосами Сергея Гармаша, Максима Суханова, Олега Табакова, Юлии Рутберг, Ирины Старшенбаум, Константина Хабенского, Михаила и Никиты Ефремовых и других известных актеров.
Несмотря на закрытие общественных пространств, культурная жизнь не остановилась. Все больше театров, музеев и других учреждений выстраивают коммуникацию с аудиторией с помощью возможностей интернета: трансляций, социальных сетей, архивных записей, Zoom-конференций. Таким образом, учреждениям культуры удается поддерживать интерес к своей работе и оставаться в новостном дискурсе.