PRO.Культура.РФ
Главная/Блог/Публикация/

Итоги культурной изоляции в сфере онлайн-развлечений

Техническая поддержка
16 марта 2020 года вступил в силу приказ министра культуры РФ Ольги Любимовой о приостановлении работы культурных учреждений ввиду неблагоприятной эпидемиологической обстановки. Рассматриваем, что изменилось за время, проведенное в изоляции.

За прошедшие две недели, во время которых культурные учреждения страны не принимали посетителей, многие перешли на работу с аудиторией в онлайн-формате. Музеи, библиотеки, консерватории, театры готовили специальные мероприятия, которые можно было посмотреть в режиме реального времени в сети Интернет.

За март 2020 года портал «Культура.РФ» установил рекорд в восемь миллионов просмотров. По сравнению с мартом 2019 года этот показатель вырос почти в два раза. При этом время пребывания на сайте и глубина просмотра увеличились на 20–25%.

Особо популярен у посетителей портала видеоконтент. Так, наиболее востребованным разделом за прошедшие две недели стал «Каталог спектаклей», просмотры которого возросли в 20 раз. Посещаемость раздела «Live», в котором собрана программа онлайн-трансляций, выросла в 17 раз. Помимо этого, стоит отметить, что количество запросов на проведение трансляций от учреждений культуры увеличилось в пять раз. Популярен стал раздел «Концерты», где можно найти записи многих прошедших на портале трансляций. Стабильный рост аудитории в два-четыре раза показывают разделы «Фильмы», «Лекции» и «Книги».

В топе популярных видеоматериалов — спектакли «Юнона и Авось», «Любовь. Письма», «Денискины рассказы», трансляции из цикла «Домашний сезон» Московской филармонии и, конечно, эксклюзивный показ постановок Большого театра («Лебединое озеро», «Спящая красавица», «Ромео и Джульетта»). Помимо этого, возрос интерес к семейному и детскому контенту: спектакли для детей, фильмы-сказки («Морозко», «Волшебник из страны Оз»). Произведения Пушкина, Чуковского, Лермонтова, стихи о весне были особенно популярны у пользователей. Также повысился интерес к культовым советским кинолентам: это «Москва слезам не верит», «Собачье сердце», «Любовь и голуби» и другие.

В социальных сетях портала также наблюдается рост активности аудитории. Лидируют по приросту Instagram и «ВКонтакте».

Итоги культурной изоляции в сфере онлайн-развлечений
Итоги культурной изоляции в сфере онлайн-развлечений

Представители социальной сети «ВКонтакте» отмечают, что наибольшим спросом в данный момент пользуется VK Mini Apps — платформа с мини-приложениями, которые открываются внутри VK. Ежедневный поток пользователей по сравнению с прошлым месяцем вырос на 260% и составил 27 миллионов человек.

Видеоплатформы также демонстрируют большой рост. Платформа Okko, например, по посещаемости на неделе с 16 по 22 марта выросла на 30% в сравнении с предыдущей, а на неделе с 23 по 29 марта — еще на 13%. За первые два дня выходной недели, 30 и 31 марта, посещаемость Okko выросла на 25% в сравнении с понедельником и вторником предыдущей недели.

Платформа Okko представила и новый формат — «Искусство онлайн»: коллекцию спектаклей, концертов, виртуальных экскурсий от ведущих российских театров и музеев. Также Okko запустила новый проект для детской аудитории «Сказки на ночь», который знакомит маленьких зрителей с русскими сказками и национальными традициями. До этого подобный культурный контент на платформе отсутствовал.

Итоги культурной изоляции в сфере онлайн-развлечений
Итоги культурной изоляции в сфере онлайн-развлечений

Образовательная платформа «Arzamas» отмечает, что по сравнению с началом марта визиты на сайт выросли на 100%, а просмотры страниц — на 150% в день. Количество прослушиваний «Радио Arzamas» увеличилось на 200%.

Активно используют новые форматы взаимодействия с аудиторией ведущие музеи страны: Эрмитаж, ГМИИ им. А. С. Пушкина, ГИМ, Третьяковская галерея, Музей Востока, Бахрушинский музей, Музей Победы и многие другие. Они проводят трансляции экскурсий и открытий выставок, лекции от кураторов и хранителей, курсы по истории искусств, а также активно ведут социальные сети. В целом культурные учреждения демонстрируют повышенный интерес к переходу в интернет-пространство для поддержания взаимодействия с аудиторией.

Например, Музей Победы отмечает повышенный интерес к сайту музея после запуска виртуальных экскурсий и туров. При этом сайт охватывает не только Москву, но и региональную аудиторию, тем самым повышая узнаваемость бренда.

Пресс-служба Музея Победы:

«За последние две недели марта востребованность музея в Сети заметно возросла. Почти в два раза популярнее стали социальные сети. Количество просмотров в сети «ВКонтакте» выросло с 83 000 до 159 000, в Facebook — с 63 000 до 101 000, в «Одноклассниках» — с 40 000 до 60 000. Количество уникальных пользователей в Instagram увеличилось с 56 000 до 103 000».

Значительный рост аудитории показал и информационный портал музея РИА «Победа РФ». В марте онлайн-платформой актуальных новостей в области культуры, истории и патриотизма пользователи интересовались в два раза чаще, чем в феврале: в марте платформа набрала 182 995 просмотров, тогда как в феврале этот показатель составил 94 016 просмотров.

Итоги культурной изоляции в сфере онлайн-развлечений
Итоги культурной изоляции в сфере онлайн-развлечений
Итоги культурной изоляции в сфере онлайн-развлечений
Итоги культурной изоляции в сфере онлайн-развлечений
Итоги культурной изоляции в сфере онлайн-развлечений
Итоги культурной изоляции в сфере онлайн-развлечений
Итоги культурной изоляции в сфере онлайн-развлечений
Итоги культурной изоляции в сфере онлайн-развлечений
Итоги культурной изоляции в сфере онлайн-развлечений
Итоги культурной изоляции в сфере онлайн-развлечений
Итоги культурной изоляции в сфере онлайн-развлечений
Итоги культурной изоляции в сфере онлайн-развлечений

Сеть кинотеатров «Москино» направила все свои ресурсы на переход в онлайн-пространство и запустила проект «Москино дома», где собраны рекомендации фильмов для домашнего просмотра, проходят лекции кинокритиков, интернет-встречи с режиссерами и онлайн-премьеры, например показ фильма «Я — Москва» Риты Захаровой. Все желающие могут посетить и онлайн-киноклуб «Москино Звезда», оформленный как интерьер реального кинотеатра. Помимо этого, на сайте представлена классика немого кино с саундтреками, записанными в прошлом году во время киноконцертов «Москино AV».

Светлана Максимченко, генеральный директор Москино:

«Мы закрыли кинотеатры городской сети «Москино» 17 марта и сразу же стали думать о том, как перевести наши программы в онлайн. Мы не стали и не станем онлайн-кинотеатром — рекомендуем фильмы на портале «Культура.РФ», «Мосфильме», «Кинопоиске» и других ресурсах. Мы скорее создаем контент и онлайн-события вокруг фильмов — подводки, видеоэссе, онлайн-лекции и Q&A. Хотя мы премьерим онлайн и собственный контент — например, открыли к онлайн-просмотру наш документальный фильм. Что дальше — будет видно».

Итоги культурной изоляции в сфере онлайн-развлечений
Итоги культурной изоляции в сфере онлайн-развлечений

Большой рост показали и книжные платформы. Так, на первой неделе самоизоляции, с 17 по 23 марта, возросло число скачиваний приложений «ЛитРес» на платформе iOS: «Читай!» — на 40%, «Слушай!» — на 42%. Помимо этого, количество скачиваний бесплатных книг по сравнению с предыдущей неделей возросло на 142%.

Сергей Анурьев, генеральный директор ГК «ЛитРес»:

«Значительный рост демонстрируют подписные сервисы: продажи MyBook, крупнейшего книжного сервиса по подписке, на неделе с 17 по 23 марта выросли на 68% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года».

Также «ЛитРес» отмечает, что читатели активно пользуются онлайн-услугами библиотек. На неделе с 17 по 23 марта российские библиотеки через проект «ЛитРес: Библиотека» закупили на 23% больше книг в библиотечные фонды, чем неделей ранее. Среди городов-лидеров — Москва, Санкт-Петербург, Челябинск, Ростов-на-Дону, Мурманск, Пермь и Томск.

Итоги культурной изоляции в сфере онлайн-развлечений
Итоги культурной изоляции в сфере онлайн-развлечений

Многие СМИ также перевели свои ресурсы в онлайн. Например, издательский дом Hearst Shkulev Media открыл бесплатный доступ к архиву своих журналов. «Радио Культура» также полностью перешло на удаленный формат работы, несмотря на все технические сложности, и 31 марта запустило специальный проект «Адаптация», в рамках которого проходят Zoom-встречи с представителями культурной индустрии, где обсуждают проблемы закрытия учреждений и специфику перехода в онлайн.

Максим Осипов, начальник службы «Радио «Культура»:

«Сегодня основной задачей всех, кто причастен к культурной сфере, становится удержаться на плаву, удержаться в информационном поле, сохранить ту уникальную, динамично развивающуюся культурную среду, к которой мы все привыкли за последнее время. Рейтинг радиостанции за последние недели вырос: как никогда, слушателям необходима хорошая литература, отличная музыка и понимание, что культура жива и по-прежнему с нами».

В свободном доступе на сайте и в архиве приложения находится большое собрание радиоспектаклей в разделе «Здесь не скучно»: произведения Антона Чехова, Федора Достоевского, Александра Пушкина, Николая Лескова, Ивана Тургенева и зарубежных авторов звучат голосами Сергея Гармаша, Максима Суханова, Олега Табакова, Юлии Рутберг, Ирины Старшенбаум, Константина Хабенского, Михаила и Никиты Ефремовых и других известных актеров.

Итоги культурной изоляции в сфере онлайн-развлечений
Итоги культурной изоляции в сфере онлайн-развлечений

Несмотря на закрытие общественных пространств, культурная жизнь не остановилась. Все больше театров, музеев и других учреждений выстраивают коммуникацию с аудиторией с помощью возможностей интернета: трансляций, социальных сетей, архивных записей, Zoom-конференций. Таким образом, учреждениям культуры удается поддерживать интерес к своей работе и оставаться в новостном дискурсе.
Дата создания: 16.04.2020
0

Мы используем cookies

Во время посещения вами данного сайта Минкультуры России может использовать общеотраслевую технологию, называемую cookie. Файлы cookie представляют собой небольшие фрагменты данных, которые временно сохраняются на вашем компьютере или мобильном устройстве и обеспечивают более эффективную работу сайта. Продолжая просматривать данный сайт, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie и принимаете условия.