PRO.Культура.РФ
Главная/Блог/Публикация/

Рубрика «Чистовик». Деепричастия и деепричастные обороты: как употреблять их без ошибок

Техническая поддержка

Деепричастие – это гибридная форма между наречием и глаголом: к деепричастиям одновременно можно задать наречный вопрос «как?» и глагольный «что делая? / что сделав?». На письме, как правило, деепричастия и деепричастные обороты (деепричастия с зависимыми словами) выделяются запятыми.

Обычно деепричастиями обозначаются добавочные действия. Например: умывшись, он отправился на работу; ребята повторяли движения за ведущим, прыгая на месте. Добавочное действие напрямую связано с основным, которое выражает сказуемое. Оба эти действия, основное и дополнительное, всегда связаны с субъектом действия – тем, кто выполняет эти действия (обычно является подлежащим). Отсюда следует вывод: глагол и деепричастие должны относиться к одному субъекту действия, т. е. действия должно осуществлять одно и то же лицо.


Разберем описанное на примере: 

Участники творческого коллектива, выступая на различных концертах, совершенствуют свое мастерство.

Подлежащим и субъектом действия является существительное «участники». Глагол «совершенствуют» – это сказуемое, выражающее основное действие. Дополнительное действие при основном обозначает деепричастный оборот «выступая на различных концертах». Т. е. субъект выполняет два действия: участники выступают на концертах и совершенствуют мастерство.

Ошибки в употреблении деепричастий и деепричастных оборотов связаны с нарушением связи между дополнительным действием и субъектом действия:

1. Деепричастие связано с разными субъектами, т. е. действия выполняют разные лица.

Например: 

Выходя на сцену, ему начали аплодировать зрители.

Субъект действия – «зрители», основное действие – «начали аплодировать». Дополнительное действие «выходя на сцену» не связано с субъектом (на сцену вышли не зрители) и основным действием, оно явно относится к другому субъекту (артисту), поэтому предложение составлено неверно.

В таком случае предложение нужно переделать:

Когда он вышел на сцену, ему начали аплодировать зрители – деепричастие превратилось в сказуемое, также добавлен второй субъект действия – местоимение «он».

Лайфхак: попробуйте превратить деепричастие в сказуемое – это поможет понять, согласовано ли оно с субъектом действия. Так, в предложении Выходя на сцену, ему начали аплодировать зрители превратить деепричастие в глагол без добавления второго подлежащего не получится – следовательно, предложение нужно переделать. А в примере Выходя на улицу, Маша закрыла дверь деепричастный оборот составлен верно: Маша (что сделала?) вышла на улицу и закрыла дверь.

2. В предложении отсутствует субъект действия.

Рассмотрим на примере: 

Придя на мероприятие, ребятам было интересно и весело.

Субъект действия отсутствует, т. е. предложение безличное. Деепричастный оборот в таких предложениях использовать нельзя, т. к. дополнительное действие должно быть связано с субъектом действия, а в предложении его нет.

Переделаем наше предложение:

Придя на мероприятие, ребята узнали много интересного и повеселились – деепричастный оборот согласован с субъектом действия (ребята узнали и повеселились – что сделав? – придя на мероприятие).

Обратите внимание: допускается использование деепричастий, если основное действие выражено глаголом, отвечающим на вопрос «что делать? / что сделать?». Например: Читая, важно делать перерывы на отдых.

3. В предложении с деепричастием подлежащее указывает не на субъект, а на объект действия (то, на что направлено действие).

Такие конструкции называются страдательными. Сказуемое в подобном предложении может быть выражено возвратным глаголом (оканчивается на -ся/-сь):

Привлекая юное поколение к изучению искусства, музейными работниками повышается общий уровень историко-культурного знания.

В этом предложении подлежащее «уровень» само по себе не совершает действие – это на него направлено действие, совершаемое музейными работниками. Глагол «повышается» по смыслу связан с дополнением «музейными работниками»: уровень повышается – кем? – музейными работниками. При этом деепричастный оборот также относится к дополнению, а не к подлежащему (уровень историко-культурного знания не привлекает юное поколение к изучению искусства – этим занимаются музейные работники). Так быть не должно: деепричастие всегда связано с лицом, которое совершает действие, и это лицо должно быть главным членом предложения, т. е. подлежащим.

Сформулируем предложение правильно:

Привлекая юное поколение к изучению искусства, музейные работники повышают общий уровень историко-культурного знания – страдательная конструкция превратилась в активную, теперь деепричастный оборот согласован с субъектом действия.

Кроме того, сказуемое может быть выражено кратким причастием в страдательной форме:

Посетив мероприятие, ребятам были выданы буклеты с информацией о правилах здорового образа жизни.

Как и в случае, описанном выше, подлежащим является объект действия, а деепричастный оборот снова по смыслу относится к дополнению, а не к подлежащему (буклеты были выданы – кому? – ребятам; не буклеты, а ребята посетили мероприятие), чего, как мы помним, быть не может.

Исправим предложение:

  • На мероприятии ребятам были выданы буклеты с информацией о правилах здорового образа жизни – деепричастный оборот заменен на синонимичную конструкцию;
  • Посетив мероприятие, ребята получили буклеты с информацией о правилах здорового образа жизни – страдательная конструкция превратилась в активную (ребята получили буклеты – что сделав? – посетив мероприятие).

4. Деепричастие представлено как однородное по отношению к причастному обороту.

Например:

Город, наполненный солнцем и привлекая туристов, очень нравился М. Лукиной.

Важно помнить, что однородными могут быть только слова с одной и той же синтаксической ролью, т. е. отвечающие на один и тот же вопрос. В этом предложении части, отмеченные как однородные, отвечают на разные вопросы: какой? – наполненный солнцем; что делая? – привлекая туристов. Поэтому они не могут быть однородными.

Предложение нужно переформулировать:

Город, наполненный солнцем и привлекающий туристов, очень нравился М. Лукиной – деепричастие превратилось в причастие (город – какой? – наполненный солнцем; какой? – привлекающий туристов).


Помните, что неграмотно составленное предложение может исказить информацию, которую вы хотите донести читателю. Перед публикацией всегда перечитывайте текст несколько раз. Если в нем есть деепричастия – проверьте, правильно ли они используются.


Рубрика «Чистовик». Деепричастия и деепричастные обороты: как употреблять их без ошибок
Рубрика «Чистовик». Деепричастия и деепричастные обороты: как употреблять их без ошибок
Рубрика «Чистовик». Деепричастия и деепричастные обороты: как употреблять их без ошибок
Рубрика «Чистовик». Деепричастия и деепричастные обороты: как употреблять их без ошибок
Рубрика «Чистовик». Деепричастия и деепричастные обороты: как употреблять их без ошибок
Рубрика «Чистовик». Деепричастия и деепричастные обороты: как употреблять их без ошибок
Рубрика «Чистовик». Деепричастия и деепричастные обороты: как употреблять их без ошибок
Рубрика «Чистовик». Деепричастия и деепричастные обороты: как употреблять их без ошибок
Рубрика «Чистовик». Деепричастия и деепричастные обороты: как употреблять их без ошибок
Рубрика «Чистовик». Деепричастия и деепричастные обороты: как употреблять их без ошибок
Рубрика «Чистовик». Деепричастия и деепричастные обороты: как употреблять их без ошибок
Рубрика «Чистовик». Деепричастия и деепричастные обороты: как употреблять их без ошибок
Дата создания: 17.07.2023
1

Мы используем cookies

Во время посещения вами данного сайта Минкультуры России может использовать общеотраслевую технологию, называемую cookie. Файлы cookie представляют собой небольшие фрагменты данных, которые временно сохраняются на вашем компьютере или мобильном устройстве и обеспечивают более эффективную работу сайта. Продолжая просматривать данный сайт, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie и принимаете условия.