Рубрика «Чистовик». Деепричастия и деепричастные обороты: как употреблять их без ошибок
Деепричастие – это гибридная форма между наречием и глаголом: к деепричастиям одновременно можно задать наречный вопрос «как?» и глагольный «что делая? / что сделав?». На письме, как правило, деепричастия и деепричастные обороты (деепричастия с зависимыми словами) выделяются запятыми.
Обычно деепричастиями обозначаются добавочные действия. Например: умывшись, он отправился на работу; ребята повторяли движения за ведущим, прыгая на месте. Добавочное действие напрямую связано с основным, которое выражает сказуемое. Оба эти действия, основное и дополнительное, всегда связаны с субъектом действия – тем, кто выполняет эти действия (обычно является подлежащим). Отсюда следует вывод: глагол и деепричастие должны относиться к одному субъекту действия, т. е. действия должно осуществлять одно и то же лицо.
Разберем описанное на примере:
Участники творческого коллектива, выступая на различных концертах, совершенствуют свое мастерство.
Подлежащим и субъектом действия является существительное «участники». Глагол «совершенствуют» – это сказуемое, выражающее основное действие. Дополнительное действие при основном обозначает деепричастный оборот «выступая на различных концертах». Т. е. субъект выполняет два действия: участники выступают на концертах и совершенствуют мастерство.
Ошибки в употреблении деепричастий и деепричастных оборотов связаны с нарушением связи между дополнительным действием и субъектом действия:
1. Деепричастие связано с разными субъектами, т. е. действия выполняют разные лица.
Например:
Выходя на сцену, ему начали аплодировать зрители.
Субъект действия – «зрители», основное действие – «начали аплодировать». Дополнительное действие «выходя на сцену» не связано с субъектом (на сцену вышли не зрители) и основным действием, оно явно относится к другому субъекту (артисту), поэтому предложение составлено неверно.
В таком случае предложение нужно переделать:
Когда он вышел на сцену, ему начали аплодировать зрители – деепричастие превратилось в сказуемое, также добавлен второй субъект действия – местоимение «он».
Лайфхак: попробуйте превратить деепричастие в сказуемое – это поможет понять, согласовано ли оно с субъектом действия. Так, в предложении Выходя на сцену, ему начали аплодировать зрители превратить деепричастие в глагол без добавления второго подлежащего не получится – следовательно, предложение нужно переделать. А в примере Выходя на улицу, Маша закрыла дверь деепричастный оборот составлен верно: Маша (что сделала?) вышла на улицу и закрыла дверь.
2. В предложении отсутствует субъект действия.
Рассмотрим на примере:
Придя на мероприятие, ребятам было интересно и весело.
Субъект действия отсутствует, т. е. предложение безличное. Деепричастный оборот в таких предложениях использовать нельзя, т. к. дополнительное действие должно быть связано с субъектом действия, а в предложении его нет.
Переделаем наше предложение:
Придя на мероприятие, ребята узнали много интересного и повеселились – деепричастный оборот согласован с субъектом действия (ребята узнали и повеселились – что сделав? – придя на мероприятие).
Обратите внимание: допускается использование деепричастий, если основное действие выражено глаголом, отвечающим на вопрос «что делать? / что сделать?». Например: Читая, важно делать перерывы на отдых.
3. В предложении с деепричастием подлежащее указывает не на субъект, а на объект действия (то, на что направлено действие).
Такие конструкции называются страдательными. Сказуемое в подобном предложении может быть выражено возвратным глаголом (оканчивается на -ся/-сь):
Привлекая юное поколение к изучению искусства, музейными работниками повышается общий уровень историко-культурного знания.
В этом предложении подлежащее «уровень» само по себе не совершает действие – это на него направлено действие, совершаемое музейными работниками. Глагол «повышается» по смыслу связан с дополнением «музейными работниками»: уровень повышается – кем? – музейными работниками. При этом деепричастный оборот также относится к дополнению, а не к подлежащему (уровень историко-культурного знания не привлекает юное поколение к изучению искусства – этим занимаются музейные работники). Так быть не должно: деепричастие всегда связано с лицом, которое совершает действие, и это лицо должно быть главным членом предложения, т. е. подлежащим.
Сформулируем предложение правильно:
Привлекая юное поколение к изучению искусства, музейные работники повышают общий уровень историко-культурного знания – страдательная конструкция превратилась в активную, теперь деепричастный оборот согласован с субъектом действия.
Кроме того, сказуемое может быть выражено кратким причастием в страдательной форме:
Посетив мероприятие, ребятам были выданы буклеты с информацией о правилах здорового образа жизни.
Как и в случае, описанном выше, подлежащим является объект действия, а деепричастный оборот снова по смыслу относится к дополнению, а не к подлежащему (буклеты были выданы – кому? – ребятам; не буклеты, а ребята посетили мероприятие), чего, как мы помним, быть не может.
Исправим предложение:
- На мероприятии ребятам были выданы буклеты с информацией о правилах здорового образа жизни – деепричастный оборот заменен на синонимичную конструкцию;
- Посетив мероприятие, ребята получили буклеты с информацией о правилах здорового образа жизни – страдательная конструкция превратилась в активную (ребята получили буклеты – что сделав? – посетив мероприятие).
4. Деепричастие представлено как однородное по отношению к причастному обороту.
Например:
Город, наполненный солнцем и привлекая туристов, очень нравился М. Лукиной.
Важно помнить, что однородными могут быть только слова с одной и той же синтаксической ролью, т. е. отвечающие на один и тот же вопрос. В этом предложении части, отмеченные как однородные, отвечают на разные вопросы: какой? – наполненный солнцем; что делая? – привлекая туристов. Поэтому они не могут быть однородными.
Предложение нужно переформулировать:
Город, наполненный солнцем и привлекающий туристов, очень нравился М. Лукиной – деепричастие превратилось в причастие (город – какой? – наполненный солнцем; какой? – привлекающий туристов).
Помните, что неграмотно составленное предложение может исказить информацию, которую вы хотите донести читателю. Перед публикацией всегда перечитывайте текст несколько раз. Если в нем есть деепричастия – проверьте, правильно ли они используются.