PRO.Культура.РФ
Главная/Блог/Публикация/

Музей будущего: полностью цифровой или сохранит аутентичность?

Техническая поддержка

В эпоху цифровой трансформации музеи стоят на перепутье: сохранить аутентичность или полностью погрузиться в виртуальное пространство.

Мы попросили эксперта в области внедрения цифровых решений в культурную среду и генерального директора компании «Открытие» Владимира Розина рассказать, как современные технологии меняют культурные институции, с какими вызовами и возможностями они сталкиваются и каким будет музей будущего.

Современные технологии проникают во все сферы, включая культурную — в музеях России и мира появляются цифровые элементы, реализуются мультимедийные проекты. И это уже не только сенсорные столы и киоски для навигации, но и проекции на стены и полы, 3D-реконструкции, цифровые выставки, дополненная и виртуальная реальность и квесты на их основе, гиды-голограммы и многое другое. Значит ли это, что в ближайшем будущем традиционных музеев не останется и их кардинально изменит цифровизация? 

Вызовы современного музея

В мире развивается экономика впечатлений: некоторые исследования показывают, что большинство миллениалов готовы тратить свои деньги не на материальные блага, а на опыт, ощущения и эмоции. Концерты, шоу, путешествия, спортивные мероприятия и многое другое занимают важное место в жизни современного человека. И музеям здесь тоже есть место: по данным ВЦИОМ, россияне, посетившие музеи в последнюю пару лет, — зумеры (67 % из этой возрастной категории) и миллениалы (55–60 %). Молодая аудитория заинтересована в культурных пространствах.

Однако музеи как места культурно-познавательного досуга сегодня конкурируют за внимание посетителей с цифровыми развлечениями — играми, соцсетями, стримингами и пр.

Мы находимся в эпохе изобилия информации и цифровых развлечений. Сегодня нет проблемы в том, чтобы найти себе досуг по душе в онлайн-пространстве — хоть познавательный, хоть развлекательный, хоть все и сразу. Чтобы больше узнать, например об искусстве в эпоху Возрождения, не обязательно идти в музей. Можно, не вставая из уютного кресла, послушать подкасты, найти видеоролики, зайти в тематические сообщества в разных соцсетях, поиграть.

Поэтому музеям необходимо учиться создавать интересный, захватывающий опыт для посетителя. И просто хорошей, качественной экспозиции для этого недостаточно. Молодежи, живущей в технологичном мире, нужны технологии. Для одних посетителей они становятся точкой входа, а для других — тем, что делает знакомство с экспозицией запоминающимся.

Но в стремлении привлечь посетителя музеям нужно найти баланс между сохранением подлинности и внедрением инноваций.

Аргументы за цифровизацию музеев

Современные технологии при правильном использовании помогают сделать музеи понятнее, доступнее и интереснее, расширить их возможности, позволить создать для посетителей увлекательный опыт. Можно выделить четыре ключевые ценности цифровизации.

Первая — повышение доступности учреждения и его экспозиций. При помощи современных технологий музеи могут оцифровать свои коллекции и благодаря этому создать виртуальные экспозиции, гиды по залам. Это позволяет людям посещать музеи из любой точки мира, получать новые знания, проводить время дома культурно и познавательно. Доступность учреждений важна для тех, кто не может по каким-либо причинам — личным или внешним — путешествовать.

Вместе с этим виртуальные экспозиции помогают лучше узнать музей до его посещения, могут стать одним из финальных аргументов за то, чтобы все же добраться до него. Это полезно, например, путешественникам, которые планируют маршрут культурного туризма.

Кроме того, виртуальные экспозиции могут «путешествовать» по городам — так Эрмитаж «приехал» в Нижний Новгород. В 2024 году здесь открылся мультимедийный проект «Великолепный Эрмитаж», который позволил посетителям прогуляться по виртуальному музею, увидеть цифровые копии известных произведений, услышать и увидеть работу знаменитых часов «Павлин».

Вторая ценность — создание иммерсивности. Современные технологии, как, например, проекции и 3D-реконструкции, «оживляют» историю и делают ее понятнее, позволяют рассказать о событиях, эпохе или людях более детально и наглядно.

Например, в музее-диораме Воронежа для повествования о тяжелых боях за город использованы проекция, а также интерактивный физический макет довоенного города в зале. Посетитель может подсветить специальным «фонариком» на любой участок макета и посмотреть, как выглядел Воронеж в 1943 году, до освобождения, когда более 90 % зданий были разрушены. Знакомиться с историческим событием в таком формате легче, чем через простое чтение фактов, напечатанных на стенде рядом с условными фотографиями.

Третья ценность — возможность использования геймификации. Мультимедийные технологии позволяют разворачивать интерактивные сценарии и запускать квесты и симуляторы в стенах учреждения.

Например, Государственный музей истории Санкт-Петербурга в 2023 году предложил посетителям узнать больше о тюрьме Трубецкого бастиона Петропавловской крепости, оказавшись в виртуальной камере и пытаясь из нее выбраться. А для этого надо было знать не только особенности устройства здания, но и такие детали, как режим содержания узников.

Геймификация лучше погружает в историческое событие или эпоху и повышает вовлеченность молодежи и детей, которые исследуют мир через игру. Она может использоваться в археологических музеях, исторических, этнографических, художественных. 

Четвертая ценность — это сохранение артефактов. Возможность оцифровать коллекцию и создать копии позволяет уменьшить износ оригиналов. Посетитель может безопасно взаимодействовать с цифровой картиной, скульптурой или вазой, старой книгой, одеждой, детально рассматривать, и это никак не навредит музею.

Риски полного перехода в «цифру»

Но при всех плюсах внедрения современных технологий в музеях есть и несколько довольно серьезных рисков и проблем.

Главная потенциальная угроза от избытка цифровых решений, как внутри музея, так и в виде виртуальных галерей и экскурсий, — это потеря аутентичности. Тактильный опыт и «магия подлинника» незаменимы, причем во всех категориях учреждений. Невозможно сравнить эмоции, например от картины Ван Гога, вживую и в виде цифровой копии, пусть даже высочайшего качества. Посмотреть на виртуальный интерьер исторических музеев, домов-музеев — это не то же самое, что и оказаться внутри.

В культурных пространствах именно физические объекты — ключевая ценность. На восприятие искусства и культурных ценностей влияет не только условный внешний вид картины, скульптуры или старинного сервиза. Большую роль играет чувство истории, которое стоит за объектом или пространством. Когда посетитель смотрит на оригинальную картину, он понимает, что десятки или сотни лет назад художник накладывал краски именно на это полотно, что в мазках сохранилось движение руки конкретного человека. С цифровым объектом таких ощущений не будет — можно восхититься технической стороной исполнения, но «магия подлинника» теряется.

Вторая проблема — это технологические барьеры. Внедрение современных технологий, особенно интерактивных, как видеомэппинг в связке с сенсорными датчиками (чтобы изображение реагировало на действия посетителя), дополненная или виртуальная реальность — требует значительных вложений. Не всегда у музеев, особенно небольших, есть такие ресурсы. И если полный переход в цифру для культурных пространств станет глобальным, превратится в новую норму, те музеи, которые этого не сделают, начнут терять посетителей.

Помимо этого, при полном переходе в «цифру», переводе всех коллекций и экспозиций в виртуальный формат, возможно обесценивание оригинала. У посетителя со временем может сформироваться логика «если все можно увидеть в “цифре”, зачем идти в музей?». Ему не надо ехать, летать в другой город или другую страну, раз он может открыть условный сайт с виртуальной экскурсией и все посмотреть в комфорте, тепле и с чашкой кофе. И это, в свою очередь, может стать угрозой для существования музеев в целом.

Гибридная модель — оптимальное решение

Полная цифровизация может коснуться мультимедийных арт-пространств, которые изначально заточены под технологии. Но классическим музеям и галереям нужно искать баланс между мультимедийностью и традиционным форматом, использовать гибридную модель. Технологии в ней применяются точечно и так, чтобы не перекрыть культурные и исторические объекты, а подчеркнуть их.

Гибридная модель — это умные экспозиции: физические объекты дополняются цифровыми слоями, которые помогают лучше раскрыть сцену или историю. Например, посетитель может рассматривать физическую картину и по желанию навести камеру смартфона на QR-код, чтобы наложить на полотно AR-слой и увидеть, как пишется эта картина.

Другой пример дополнения — это экспозиции в Музее Победы на Поклонной горе. Сцены в залах собраны из физических объектов: вот библиотека блокадного Ленинграда, вот кабинет Сталина, а вот железнодорожная станция. Эти сцены дополняются проекциями, которые добавляют сцене динамики, — прибывает поезд, проигрываются сводки Совинформбюро, на сенсорных панелях можно выбрать отдельные исторические документы.

Большую роль в гибридной модели играет персонализация. Технологии позволяют создавать навигаторы, которые подстраивают маршрут под интересы гостя. Это актуально для крупных музеев с большим количеством залов и экспозиций. Гость может в мобильном приложении указать свои предпочтения — например живопись конкретной эпохи или быт народа, и алгоритмы подберут под него маршрут.

Помимо этого, важно фокусироваться на эмоциях посетителя. Технологии не должны заменять подлинник — они усиливают его восприятие, добавляют деталей, эмоций. Так, проекция на фасад здания может раскрывать историю его создания — изображение сменяется и поэтапно показывает, как возводился объект или как менялось его внешнее оформление с течением времени, если он проходил через реконструкции.

Кейсы успешного баланса

Сегодня можно увидеть много примеров внедрения мультимедийных технологий в музеях России и мира, и успешных примеров достаточно. Это подтверждают отзывы посетителей, рост трафика, в том числе повторных визитов, или попадание учреждений в различные рейтинги.

Музей-диорама в Воронеже, где с помощью проекции посетителям рассказали историю тяжелых боев за город, после внедрения мультимедийного решения за первые полгода привлек на 30 % больше посетителей.

Музей The Burrell Collection, который демонстрирует посетителям одну из лучших в Шотландии художественных коллекций, в 2022 году открылся после шестилетней реконструкции. Для экспозиций выделили на треть больше пространства, увеличилось число выставленных объектов искусства. Кроме этого, в музее появились инновационные цифровые элементы — видеостены, интерактивы и гибридные системы, которые помогают посетителям больше узнавать об историях, стоящих за коллекциями.

Взгляд в будущее: какими станут музеи

Музеи, как и другие пространства, меняются под свою аудиторию — это неизбежно. Чтобы формировать крепкие взаимоотношения со своим посетителем, нужно говорить с ним на одном языке. Поэтому вскоре учреждения будет невозможно представить совсем без технологий, в частности, без мультимедийных элементов.

Но будущее — в симбиозе, а не в выборе между инновационным или традиционным: технологии должны работать на подлинность культурного наследия, а не заменять ее. Поэтому главная задача интегратора — выбирать инструменты, которые будут раскрывать ценность оригинала, а не затмевать его. Подбирать технологии нужно под объект, его идею и суть, под аудиторию, под атмосферу, и использовать их как вспомогательный инструмент.

Идеально проведенная цифровизация музея — та, которая не отвлекает внимание посетителя от культурного объекта или исторического пространства. Посетитель запоминает их, а не голограмму. А музей будущего — там, где прошлое встречается с технологиями, не теряя души.


Дата создания: 07.10.2025
1

Мы используем cookies

Во время посещения вами данного сайта Минкультуры России может использовать общеотраслевую технологию, называемую cookie. Файлы cookie представляют собой небольшие фрагменты данных, которые временно сохраняются на вашем компьютере или мобильном устройстве и обеспечивают более эффективную работу сайта. Продолжая просматривать данный сайт, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie и принимаете условия.