Интервью с профессионалом. Заместитель директора Тольяттинской филармонии Владислав Радьков
О Тольяттинской филармонии:
Официальное название: Муниципальное бюджетное учреждение культуры и искусства городского округа Тольятти «Тольяттинская филармония».
Дата создания: 6 июня 2000 года.
Отличительные особенности:
– более 200 концертов и 100 000 посетителей в год;
– 8000 подписчиков во «ВКонтакте»;
– 1214 e-mail рассылок, произведенных через ЕИПСК;
– в учреждении есть два выставочных пространства для проведения выставок и кафе для 60 посетителей;
– в 2016 году фестиваль Тольяттинской филармонии «Классика OPEN FEST» включен в Федеральную целевую программу «Культура России».
Об этапах и путях продвижения в Интернете, использовании инструментов ЕИПСК «Аудитория» и «Виджеты», планах к 25-летнему юбилею учреждения рассказывает зам. директора Тольяттинской филармонии Владислав Радьков.
С чего началось продвижение филармонии в Интернете и кто принимает в этом участие
— В этом году у Тольяттинской филармонии юбилей – 25 лет. Расскажите, когда началась работа по продвижению учреждения в Интернете? И как это повлияло на заинтересованность людей филармонией?
— Продвижение в сети началось, по всей видимости, тогда, когда широкополосный интернет стал доступен в городе Тольятти. Город у нас быстрый, народ молодой, и телеком стал довольно быстро и популярен, и доступен. Если я скажу про начало «нулевых», то, наверное, не сильно погрешу против истины. Во всяком случае, на одном из самых популярных порталов того времени я нахожу через Google датированные мартом 2004 года статьи с упоминанием филармонии и терпким привкусом официозного пресс-релиза (да, стремление копировать-вставлять у журналистов начало проявляться еще в те времена). С тех пор, конечно, многое поменялось и в сети, и в подаче, но я не ошибусь, если скажу, что мы вместе с другими организациями культуры в Тольятти были одними из первых, кто начал осваивать сеть как канал продвижения и продаж.
Свой сайт у филармонии появился в конце 2007 года. Посещаемость его сразу вышла на стабильный уровень, что отразилось, разумеется на продажах билетов. Сегодня его посещает около 5000 человек в месяц, но мы этим результатом не довольны: в городе живет раз в 100 больше людей. Есть куда развиваться, технологически в том числе.
— Кто из сотрудников занимается продвижением в Интернете?
— Формально, по должностной инструкции – 2 человека. Большую часть постов делает наш замечательный веб-редактор Валентина Звонарёва под руководством начальника сектора продвижения концертов Марии Ильиничны Сидлер. Однако если разбираться дотошно, информацию готовит и «двигает» весь коллектив.
На фото: Валентина Звонарёва, Мария Сидлер
Цепочка часто начинается у продюсеров (в администрации, секторе творческого планирования и организации концертов), руководителей творческих коллективов, которые формируют исходные данные (и степень их «вирусности», в хорошем смысле, напрямую зависит от того, насколько творчески задан первый импульс).
Многое зависит от визуального ряда, который готовит главный художник Антон Чириков.
Собственно продвижение – посты, репосты, комментарии – тоже часто ведут «непрофильные» сотрудники. С управленческой точки зрения, возможно, спорно, с человеческой – правильно и результативно. Часто это просто добрая воля людей, которые хотят, чтобы к хорошей музыке приобщилось как можно больше тольяттинцев. Особенно здесь активны зав. сектором творческого планирования и организации концертов Елена Семёнова и зав. сектором корпоративных программ и специальных проектов Татьяна Семёнова (однофамилицы, не родственницы). У каждой – масса друзей в социальных сетях из самых разных сфер деятельности. Такое поведение нередко и среди наших подписчиков-слушателей (от спортивной гимнастики до банковской сферы).
На фото: Татьяна Семенова, Елена Семенова
Отдельно стоит отметить блогера опережающего развития Фёдора Быстрова, который добровольно взял на себя миссию освещать наши события (причём с акцентом не на гастрольные концерты, а на собственный продукт филармонии) и делает это с какой-то невероятной оперативностью.
Рассылками по электронной почте занимается специалист сектора корпоративных программ Галина Валентиновна Купцова.
На фото: Галина Купцова
Еще один важный момент – социальные сети – мониторит и лично пишет порой первый руководитель филармонии Лидия Валентиновна Семёнова. Во-первых, таким образом ведется контроль внешних коммуникаций «на выходе», во-вторых, на учреждение работают многочисленные связи, наработанные Л. В. Семёновой в других культурных проектах: в Летней творческой школе, Департаменте культуры мэрии, Фонде Спивакова, Молодежном симфоническом оркестре Поволжья. Так иногда про нас узнают в других городах и странах.
Успехи во «ВКонтакте», целевая аудитория соцсетей и сетевые акции
— Количество подписчиков группы филармонии во «ВКонтакте» перевалило за 8 000. За какой период удалось достичь такого результата?
— Группа существует с начала 2008 года. Большой рост участников произошел в августе 2013 года, после того, как заработала новая версия сайта филармонии. В новой архитектуре сайта команда разработчиков по нашему заказу сразу наладила конверсию (установили виджет соцсети на главной странице). И надо сказать, что эта социальная сеть себя оправдывает: большая часть посещений сайта – это именно люди из «ВКонтакте».Виджеты для «ВКонтакте» и «Одноклассники» на главной странице сайта
Добавляют подписчиков фестивали и акции. Например, каждое лето мы проводим крайне демократичный фестиваль «Классика OPEN FEST», благодаря которому в филармонию приходят новые зрители.
Открытие фестиваля «Классика OPEN FEST 2016». Фото Николая Жукова
— Как часто размещаются публикации в соцсетях? И на какие темы?
— Ежедневно у нас в разных соцсетях появляется от 3 до 10 постов на разные темы. Чаще всего это анонсы концертов, что понятно. Кроме этого, несколько раз в неделю выходят посты (или репосты), связанные с развитием детей и взрослых через музыку, популярные подборки музыки и фильмов, отрывки из биографий исполнителей и сочинителей музыки. Юмор случается, музыканты ведь тоже люди.
Разумеется, для нас ценны и отчеты о прошедших концертах, потому на нашей стене в контакте размещаются видеоотрывки, фотографии или отзывы слушателей.
Отзыв победителя конкурса репостов Нины Алмаевой
— Есть ли отличия в работе с аудиторией в различных соцсетях?
— Да, есть некая условная сегментация, которая, наверное, носит легкий признак снобизма: «ВКонтакте» – более массовый и молодёжный ресурс; Фейсбук – это либеральная и довольно политизированная тусовка, на которой, однако, хватает лидеров общественного мнения (то есть тех, кого принято называть ньюсмейкерами); «Одноклассники» – более возрастная, более консервативная аудитория. Разумеется, хватает и исключений из этих правил. Писать стараемся соответствующим образом.
— Планируете осваивать Твиттер?
— Твиттер, Инстаграм – всё это давно в планах, но требует отдельного ресурса – временного, человеческого, при этом возврат этих вложений не обязательно будет стоить вложенного труда. В ближайшее время скорее нет, чем да. Твиттер всё-таки такая текстовая история. А так, конечно, Инстаграма мы вряд ли избежим, но для этого нужен подходящий визуальный ряд.
— Принимала ли филармония участие в сетевых акциях? Или, возможно, вы сами организовывали ее для подписчиков?
— Как большинство концертно-театральных организаций, мы постоянно дарим билеты через соцсети в своей и партнёрских сообществах.
Из всероссийских акций отмечу «Ночь искусств», которую мы провели в 2015 году одними из первых в городе. Там были актёры, поэзия, брейкданс и авангардный джаз – в общем, получилось весело.
Собственные акции мы проводим раз в несколько месяцев. Конечно, в основном они связаны со стимулированием продаж на наши концерты, но формы здесь могут быть очень разнообразные: от банально-популярных репостов с генератором случайных чисел до конкурсов творческих работ в рамках детского абонемента.
Концерт в Тольяттинской филармонии
Использование инструментов ЕИПСК
— Тольяттинская филармония является неизменным лидером по количеству отправленных через ЕИПСК e-mail рассылок. Расскажите, как и из кого формируется база контактов? И какие шаблоны используются?
— Мы довольно давно начали собирать адреса – практически с середины 2000-х годов. Основной источник – ежегодная ярмарка абонементов, на которой люди приобретают абонементы и оставляют контакты. Это удобно для них – в случае каких-либо изменений мы с ними оперативно связываемся, экономя им нервы, время и средства. Шаблоны используем как произвольные, так и событийный. Но здесь, я думаю, нам есть ещё, чему учиться.
Что касается нашей аудитории – это самые разные люди: рабочие, студенты, пенсионеры, служащие. При спектре в двадцать одну абонементную программу найти музыку по вкусу может каждый.
Не стоит, на мой взгляд, игнорировать такой инструмент, как виджет подписки. Он у нас на сайте установлен уже пару лет и принёс пару сотен подписчиков – с одной стороны, немного, с другой стороны, «вручную» это обошлось бы дороже.
Виджет подписки на сайте
— Опишите в двух словах преимущества инструмента «Аудитория» для Вашего учреждения.
— 1. Возможность бесплатных массовых красивых автоматизированных рассылок. Большое спасибо Минкульту и разработчикам. Трудоёмкость процесса в десятки раз уменьшилась.
2. Возможность ведения базы данных с более-менее удобным экспортом-импортом. Автоматизированные отписка-блокировка тоже полезны.
Надеюсь, инструмент будет еще развиваться.
Продвижение 25-летнего юбилея филармонии, а также советы и рекомендации коллегам
— Посоветуйте нашим подписчикам сервисы/блоги/книги/статьи, которые могут быть полезны работникам учреждений культуры.
— Здесь всё просто – «У мантры нет автора» (Й. Берендт). Стоит смотреть сайты и сервисы, которыми пользуются коллеги в России и мире. Стоит смотреть не только прямые аналоги, но и другие схожие (например, спортивные учреждения, ночные клубы, детские центры, торговые площадки) и несхожие (например, военные, административные, научные) ресурсы. И постоянно искать связи, приложения, вдохновение.
— Порекомендуйте ссылки на сайты и сообщества, за которыми следите в Интернете.
— Разумеется, Культура.РФ в первую очередь. Мы подписаны на рассылку портала и практически ежедневно можем сверять позиции с тем, что делают коллеги. Здесь важно не то, кто и когда придумал формат или идею (первородство почётно, но вторично, идеи витают в воздухе), а то, кто и как воплотил. Эта рассылка – удобный шлюз, через который можно выходить на остальные упомянутые мной ресурсы.
Тематические группы коллег – практически все филармонии страны интересны, Омск, Екатеринбург, Санкт-Петербург, Москва, Самара...
Яркие личности в соцсетях – артисты – очень часто не просто находят новые интересные формы, но и задают неожиданный контекст, который делает наш продукт актуальным или даже злободневным. Из Самарско-Тольяттинской агломерации порекомендую немузыкантов Максима Малявина, Джона Шемякина.
А вообще, если интересно погрузиться в то, чем живет ваша целевая аудитория, нужно искать ее лидеров и стараться понять их логику, устремления, надежды.
Кстати, вслед за половиной сети порекомендую свежее исследование Сбербанка, вдруг не видели.
— Есть ли у филармонии специальный план по соцсетям, посвященный 25-летнему юбилею? Как рассказываете об своим подписчикам?
— Есть, в рамках общего плана по юбилею. Можно смотреть, что мы пишем в соцсетях и на сайте по тегу #юбилейТФ – там заметки по прошлому, настоящему и будущему филармонии. Но в целом мы стараемся говорить языком музыки. И приглашаем всех на наши концерты, юбилейная серия должна быть атомной!
— Что Вы можете пожелать коллегам – сотрудникам учреждений культуры?
— Не сдаваться и стучать в новые двери! Мир полон возможностей и открытий, которые ждут своих героев!
— Мы поздравляем всех сотрудников Тольяттинской филармонии с 25-летием учреждения! Желаем творческих успехов и новых побед!
— Спасибо большое! Вместе победим!
Фотографии предоставлены Владиславом Радьковым.