PRO.Культура.РФ
Главная/Блог/Публикация/

Инструменты рекламной кампании глазами бюджетника

Техническая поддержка

Пресс-секретарь Вологодского государственного музея-заповедника Ольга Лескова разбирает преимущества и недостатки инструментов рекламной кампании для музея и рассказывает, как найти баланс между платными и бесплатными способами.

Темы выпуска:

  1. Интернет-ресурсы и социальные сети.
  2. Телевидение.
  3. Радио.
  4. Печать рекламной или имиджевой полиграфии.
  5. Сэмплинг и мерчендайзинг.
  6. Наружная реклама.

Инструменты рекламной кампании глазами бюджетника
Инструменты рекламной кампании глазами бюджетника

«Не жалея чела своего»: во время съемок передачи «Поедем, поедим!» в Вологодском кремле


Музейное дело не так статично, как многие предполагают. Почему на выставку Валентина Серова в Третьяковской галерее стояли в очередь за билетами? Почему крупные российские музеи, перенимая опыт европейских коллег, всё чаще оснащают свои сайты платформами, на которых можно купить билеты для облегчения участи посетителей? Потому что в культуре, как, впрочем, в каждой из сфер жизни современного общества, одну из главных ролей играет реклама – возможность донести информацию до широких народных масс. Однако существуют огромные «ножницы» между бюджетами на рекламу у крупных музеев и региональных музеев.

Ключом к сердцу посетителя становятся продуманные и интересные рекламные кампании, содержащие в себе не единичные случаи преподнесения культурного продукта, а целенаправленные, связанные общим сюжетом и мотивами, последовательные действия пиарщиков музейной отрасли в тесной связке с остальными сотрудниками музея. Конечно же, основные этапы рекламной кампании в музее повторяют общеизвестные шаги по продвижению продукта, но именно в музее каждый шаг PR-специалиста должен быть продуман не только с точки зрения стратегии подачи, но и с этической, эстетической сторон.


Инструменты рекламной кампании глазами бюджетника
Инструменты рекламной кампании глазами бюджетника

Коллектив Вологодского музея-заповедника и подготовка к #museumselfie


Напомню о некоторых инструментах классической рекламной кампании. В рамках основных этапов – от создания брифа до рефлексии после завершения проекта продвижения – используются многочисленные и разнообразные методы реализации. Все инструменты, конечно же, исходя из соображений пиарщика в бюджетном учреждении, можно поделить по критерию, связанному с финансовыми затратами, на платные и бесплатные. Платные инструменты не всегда доступны, но о них тоже стоит упомянуть как о связующих звеньях между основными бесплатными вариантами продвижения музейных услуг. В нашей статье мы затронем основные моменты создания рекламной кампании, которая не будет затратной финансово.

Стоит уточнить предмет рекламной кампании в музее – это, конечно же, услуги. Под понятием услуги нужно подразумевать не только экскурсионные программы и варианты туристических маршрутов, но и всевозможные детские программы, концертные мероприятия на площадках музея, вернисажи, мастер-классы.


Инструмент 1. Интернет-ресурсы и социальные сети

В качестве бесплатных инструментов в рамках рекламной кампании, конечно же, в первую очередь, называют размещение информации на различных интернет-ресурсах и в социальных сетях, столь распространенных в наше время. При этом необязательно ориентироваться только на электронные СМИ, стоит задействовать и коллег-пиарщиков из других музеев, если они согласны на взаимное сотрудничество.

Базы данных можно наполнять как по старинке, – мониторя по списку основные информационные агентства региона в поисковиках и собирая с коллег, приезжающих в музей, визитки, – так и по-новому, например, тщательно работать с формой обратной связи на сайте, отвечая на запросы и одновременно спрашивая, нужна ли постоянная рассылка тому, кто спрашивает. Размещение в соцсетях обсуждения на тему «Хотите получать от нас e-mail-рассылку? Оставляйте контакты!» тоже станет актуальным, особенно для тех, кто является вашими подписчиками, но пока что не поделился с вами адресом почты. Обсуждение уже работает в социальной сети «ВКонтакте» в группе Вологодского музея-заповедника.


Инструменты рекламной кампании глазами бюджетника
Инструменты рекламной кампании глазами бюджетника

Сейчас обсуждение помогает найти коллег из соседних регионов и выстроить дружеские связи


Инструмент 2. Телевидение

Во-вторых, бесплатным вариантом размещения рекламы станут репортажи на местном региональном телевидении. Конечно, здесь есть определенный риск не попасть в выпуск новостей: новости культуры, как и новости спорта, завершают новостной эфир. То есть если в вашем регионе победила любимая жителями хоккейная команда в тот же день, когда в музее открывается выставка, то вероятность приезда съёмочной группы сведена к нулю. Не на руку может здесь сыграть и вечное противостояние журналистов и пиарщиков: если в кадре не будет «движухи», то к вам тоже не поедут, какой бы важной по смыслу ни была выставка или экскурсия, как бы ярко ни был написан анонс.


Инструменты рекламной кампании глазами бюджетника
Инструменты рекламной кампании глазами бюджетника

Исторический момент: снятие креста с Софийского собора Вологодского кремля на реставрацию. В кадре специалист «Вологдареставрация» Алексей Смирнов


Инструмент 3. Радио

В противовес избирательной телевизионной рекламе музейщиков часто спасает реклама на радио. Здесь речь пойдет не столько о специально записанных, проплаченных звуковых дорожках, повторяющихся согласно медиаплану, сколько об умении пиарщика договориться об аналитической передаче с участием музейщиков.

В Вологодском музее-заповеднике уже не первый год сохраняется традиция каждую неделю приглашать в студию программы «Проспект культуры» филиала «Эхо Москвы» в Вологде представителей музейной сферы. Критерии отбора материала для часового обсуждения нестрогие, аудиторией радио принято считать интеллектуалов около 45 лет, поэтому PR-специалисту здесь огромное поле для импровизации. Довольно часто в составе музея есть несколько филиалов, можно установить очередь на радиоразговор из сотрудников подведомственных учреждений. Этот способ помогает напоминать слушателю не только об актуальных мероприятиях в музее – о временных выставках и встречах, – но и о повседневной работе музея, о постоянных выставках, грядущих проектах.


Инструменты рекламной кампании глазами бюджетника
Инструменты рекламной кампании глазами бюджетника

Рассказываем на радио о проекте «Дорогами грифонов и райских кущ» музея «Семёнково»


Инструмент 4. Печать рекламной и имиджевой полиграфии

Возможность печати рекламной или имиджевой полиграфии в бюджетном учреждении вновь ограничена по финансам, но спасает пара лайфхаков, облегчающих жизнь.

Практически у каждого музея есть свой логотип. У Вологодского музея-заповедника это гордый лев со скипетром, олицетворяющий силу и справедливость. Конечно же, логотип должен присутствовать на всей музейной продукции.


Инструменты рекламной кампании глазами бюджетника
Инструменты рекламной кампании глазами бюджетника

Вологодский «лёвушка» на кружке – символ корпоративного стиля музея


Из чего складывается изготовление полиграфии и сувенирки? Наполовину из разработки макета, наполовину – из возможностей печати и количества тиража. Себестоимость продукта понижается пропорционально количеству сувениров и тиражу печати. К примеру, новогодние шары с оттиском логотипа музея, изготовленные на материале рекламного агентства, и игрушки, созданные на уже готовых игрушках, предоставленных заказчиком – две разные в ценовой категории вещи. Стоимость одного шара в первом случае вырастает в два раза. Вывод – сувенирку лучше печатать на своём.

Инструменты рекламной кампании глазами бюджетника
Инструменты рекламной кампании глазами бюджетника

Подарок для победителей новогоднего семейного музейного квеста «Есть ли жизнь без компьютера?»


Так не получится с полиграфией. Согласитесь, пиарщик, который несёт в типографию рекламного агентства, пачку бумаги, дабы снизить затраты на тираж, выглядит более чем странно. Тут спасёт знание фоторедакторов. Изготовление макета в разы снижает стоимость буклетов или квартальных календарей.


Инструменты рекламной кампании глазами бюджетника
Инструменты рекламной кампании глазами бюджетника

Буклет с информацией о филиалах музея и Вологодском кремле. 12 подразделений – 12 значков


Совсем бесплатно не получится, но, как мы уже упоминали ранее в статье, в инструментах рекламной кампании так или иначе присутствуют платные варианты, связывающие бесплатные возможности рекламы. Конечно же, и тут никто не отменяет возможности спонсорской помощи или взаимной выгоды – мы вам часть тиража бесплатно, а вы нам билет или абонемент в музей.


Инструменты рекламной кампании глазами бюджетника
Инструменты рекламной кампании глазами бюджетника

Диск с документальным фильмом «Сокровища Вологодского кремля» лауреата Госпремии РФ Михаила Резцова


Инструмент 5. Сэмплинг и мерчендайзинг

Акции стимулирования сбыта вроде дегустаций, сэмплинга и мерчендайзинга вроде бы совсем нельзя спроецировать на музейную отрасль, но так кажется только с первого взгляда. Отличным образцом качественного сэмплинга – распространения образцов товара и услуги потребителям бесплатно – в Вологодском музее-заповеднике является ставшая уже традиционной международная акция «Ночь музеев».

Сразу на нескольких площадках сотрудники музея рассказывают о своих новых программах, демонстрируют уникальные предметы, пополнившие фонды музея за прошедший год. При большом потоке посетителей и ограничениях по времени на площадках гости, как правило, не успевают посмотреть все новинки музея и возвращаются на следующий день или в следующие выходные. Сэмплинг обычно подкрепляется мониторингом общественного мнения, после ночной музейной акции сотрудники музея тоже проводят короткий опрос для выявления предпочтений и дальнейшей рефлексии.


Инструменты рекламной кампании глазами бюджетника
Инструменты рекламной кампании глазами бюджетника

«Ночь музеев – 2015». Наряду с макетами танков и самолётов – раздаточный материал о Доме-музее А. Ф. Можайского


Мерчендайзингтоже хорошо проецируется на музейную сферу. Примером пилотного проявления мерчендайзинга стал единый билет в четыре экспозиции Вологодского музея-заповедника. Дисконт в таком случае составляет примерно 20% от общей стоимости, которая бы была при покупке отдельных билетов в четыре выставочных зала.


Инструменты рекламной кампании глазами бюджетника
Инструменты рекламной кампании глазами бюджетника

В Вологодском музее-заповеднике перед Новым годом запустили проект единого билета в четыре выставочных зала в центре Вологды


Инструмент 6. Наружная реклама

Наружная реклама – ещё один весомый, внушительный инструмент в рекламной музейной кампании. Конечно, о бюджетности изготовления баннеров и растяжек не может идти и речи, но на территории музея для лучшей навигации система указателей и планов, безусловно, нужна.


Инструменты рекламной кампании глазами бюджетника
Инструменты рекламной кампании глазами бюджетника

Видавший виды план музея-заповедника перед входом в Вологодский кремль


Путешественник – а именно так сейчас принято называть туриста, который сам себе строит маршрут по культурным местам, некое путешествие, – вправе сам выбирать, по какому маршруту и с какой скоростью двигаться между зданиями и достопримечательностями. Он сам выискивает развлечения и интересные места среди множества предложений. Задача музейной рекламной кампании – сделать музейное пространство максимально приспособленным для посетителя, облегчить ему поиск нужного артефакта, входа в экспозицию.


Инструменты рекламной кампании глазами бюджетника
Инструменты рекламной кампании глазами бюджетника

Указатель на территории Вологодского кремля


Инструменты рекламной кампании глазами бюджетника
Инструменты рекламной кампании глазами бюджетника

Вход в Вологодский музей-заповедник. Ранее эти ворота называли водяными – через них на территорию кремля привозили воду из Вологды-реки для хозяйственных нужд


Подводя итоги

Как правило, большинство инструментов классической рекламной кампании можно привязать к музейной деятельности. В современных реалиях, когда каждое учреждение борется за свою информационную нишу, главное – не перестараться с рекламой своих услуг и оставить посетителю возможность выбора.

Мнение автора поста может не совпадать с мнением администрации системы.
Дата создания: 17.04.2017
1

Мы используем cookies

Во время посещения вами данного сайта Минкультуры России может использовать общеотраслевую технологию, называемую cookie. Файлы cookie представляют собой небольшие фрагменты данных, которые временно сохраняются на вашем компьютере или мобильном устройстве и обеспечивают более эффективную работу сайта. Продолжая просматривать данный сайт, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie и принимаете условия.