Опыт проведения культурной акции для особенных людей
Всероссийские культурные акции «Библионочь», «Ночь музеев», «Ночь кино», «Ночь искусств» дают возможность рассказать о культуре и деятельности российских учреждений всем категориям людей, а особенно привлечь тех, чьи возможности ограничены.
Чем вообще живут учреждения для особенных людей? Какую работу они проводят? Как рассказывают людям о своих мероприятиях? В этом материале вы узнаете, как Санкт-Петербургская государственная библиотека для слепых и слабовидящих, крупнейшая специальная библиотека страны, провела акцию «Библионочь-2017».
О Санкт-Петербургской библиотеке для слепых и слабовидящих
«Санкт-Петербургская библиотека для слепых и слабовидящих обслуживает 11 тысяч читателей города и области и считается лидером среди российских библиотек для слепых в области внедрения инновационных методов в библиотечном обслуживании людей с визуальными проблемами.
Среди задач, решаемых библиотекой в русле мирового сотрудничества, – выработка единого стандарта записи «говорящих» книг, создание мирового информационного банка данных о фондах специальных библиотек, предоставление незрячим и физическим инвалидам доступа к мировым информационным ресурсам.» Такую информацию о библиотеке можно найти на портале «Культура.РФ».
Учреждение успешно ведет страницы во «ВКонтакте» (2 060 подписчиков), Facebook (1 635 подписчиков) и Instagram (1 160 подписчиков).
На сайте библиотеки много полезной информации не только для потенциальных и постоянных посетителей, но и для учреждений, которые занимаются особенными людьми. Кстати, в этом году библиотека отмечает свое 90-летие.
Во Всероссийской акции «Библионочь» библиотека для слепых принимала участие в третий раз. В 2017 году мероприятия было решено посвятить175-летнему юбилею издания поэмы Н. В. Гоголя «Мертвые души». Стояло две задачи – привлечение внимания к чтению и к проблемам слепых и слабовидящих. Мы попросили Михаила Назарова, сотрудника отдела развития, рассказать о том, как прошли мероприятия и как рассказали о готовящейся программе аудитории.— Михаил, как вы привлекали посетителей на мероприятия «Библионочи»?
— Мы использовали следующие инструменты:
1. Социальные сети («ВКонтакте», Facebook), сайт библиотеки, размещение информации в ЕИПСК с просьбой технической поддержки о дополнительном продвижении.
2. Распространение пресс-релиза на мероприятие в пресс-службу Комитета по культуре Санкт-Петербурга, по базе СМИ (телевидение, радиостанции, периодические издания, интернет-порталы). Через личное общение с некоторыми представителями СМИ.
18 апреля в ТАСС (г. Санкт-Петербург) прошла пресс-конференция, посвященная проведению ежегодного всероссийского фестиваля чтения «Библионочь-2017». В пресс-конференции принимали участие сотрудники библиотеки. Подробнее на ТАСС.
3. Распространение информации о мероприятии (афиша, пресс-релиз) по местным организациям ВОС, учреждениям социальной и образовательной сферы, волонтерским организациям. Личное приглашение некоторых из перечисленных.
4. Изготовление и распространение печатной продукции (афиши на мероприятие). Места размещения: стенды в отделах обслуживания библиотеки, стенды у входа в здания библиотеки, афиши на столах в местах обслуживания читателей, на мероприятиях.
5. Реклама мероприятия в путеводителе по городской акции «Ночные разночтения» (путеводитель выпустила ЦГПБ им. В. В. Маяковского).
— Помимо постоянных посетителей библиотеки, пришли ли на «Библионочь» новые?
— Примерно 80% участников мероприятия «Библионочь-2017» – молодые люди в возрасте от 14 до 35 лет, ранее не посещавшие библиотеку для слепых и слабовидящих.
Как все прошло
В этом году мы решили провести интерактивную программу «Мертвые души. Импровизация», посвященную 175-летнему юбилею издания поэмы Н. В. Гоголя «Мертвые души». Программа позволила гостям библиотеки познакомиться с образами героев произведения, принять участие в театральной импровизации.
В первой части программы участники узнали о методе тифлокомментирования на примере отрывка из спектакля с профессионально смонтированной звуковой дорожкой, описывающей предметы или действия, непонятные для незрячих. Участники вспомнили образы героев произведения «Мертвые души». Для этого гостей познакомили с экспозицией «Мертвые души – живые образы», на которой были представлены гротескные арт-объекты, символизирующие образы помещиков.
Во второй части программы состоялся мастер-класс по актерскому мастерству, целью которого являлось преодоление психологических зажимов при общении с незрячими и раскрытие творческого потенциала.
После мастер-класса участники создали оригинальные театральные импровизации-окончания недописанной автором поэмы «Мертвые души», а также попробовали самостоятельно написать тифлокомментарий к театральной импровизации.
Мероприятие посетили 35 человек.
Скоро библиотека примет участие и в акции «Ночь музеев». Лейтмотивом программы станут «Мертвые души» и «Маленький принц». Гостям будет предложено узнать героев Гоголя на ощупь и сравнить обычную книгу с объёмным рельефным форматом. Пройдут мастер-классы по письму специальными шрифтами для слепых и по созданию тактильных зарисовок в стиле японской художественной техники нихонга. В день акции откроется выставка, посвященная изобретателям, которые подарили незрячим возможность читать и писать.