Анна Михайлова: «Объединяя усилия, мы можем многое»
В Международный день музеев и в преддверии главной музейной акции года – «Ночи музеев» – мы поговорили с лектором АИС ЕИПСК, специалистом по продвижению Государственного исторического музея в социальных сетях Анной Михайловой о том, как началась ее карьера в музейной сфере, что дает опыт проведения вебинаров в АИС ЕИПСК и какая сетевая акция ГИМа стала самой душевной.
Как родилась любовь к музеям
— Расскажите, с чего началась любовь к музейному делу и как Вы попали в Государственный исторический музей?Как экскурсионный профиль сменился на работу в социальных сетях?
— Я родилась и выросла в Петергофе, что во многом определило мою дальнейшую судьбу. Гимназия имени императора Александра II, где я училась, вместе с ГМЗ «Петергоф» организовала Школу юного экскурсовода. В течение двух лет школьники могли посещать занятия, которые вели сотрудники музея-заповедника. В конце учебного года можно было подготовить экскурсию и, если ее презентация проходила успешно, работать внештатным экскурсоводом. Так у меня и получилось: летом 2004 года я работала во дворце Марли, а летом 2005 года водила экскурсии по Нижнему парку Петергофа.
У фонтана «Пирамида» с группой туристов из Белоруссии
Одновременно с работой в ГМЗ я заинтересовалась созданием сайтов. Одним из заданий по информатике было создание сайта на любую тему, и я выбрала дворец Марли. Сайт до сих пор доступен, один из разделов – виртуальная экскурсия. Так, в 2005 году, я поняла, что мне интересно – представление музеев в Интернете. Я училась в СПбГУ на кафедре музейного дела и охране памятников, в 2010-2012 гг. работала в Кунсткамере (контент-менеджмент и SMM), а потом, во время обучения в заочной магистратуре в Школе музейных исследований (Университет Лестера), я оказалась в ГИМе. Мне нужно было взять интервью для магистерской диссертации. Я разговаривала с заместителем директора по информационным и компьютерным технологиям Александром Викторовичем Дремайловым, именно он предложил мне попробовать свои силы в продвижении ГИМа в социальных сетях. С марта 2013 года я работаю в Историческом музее.
— В чем заключается Ваша работа в музее? И как строится работа в команде?
— За 4 года круг моих обязанностей расширился. Если начинала я исключительно с работы в социальных сетях, то сейчас к тому добавилось участие в разработке коммуникационной стратегии, организации и проведение ежегодной конференции, посвященной актуальным направлениям музейной деятельности, выступления на тематических конференциях, где я представляю опыт ГИМ в сфере SMM, анализ текущих трендов. Страницы в социальных сетях мы ведем вместе с моей коллегой Кирой Фазлуллиной. В зависимости от текущей ситуации, распределяем с ней объем работы. Социальные сети находятся в ведении отдела по связям с общественностью, рекламы и маркетинга. Коллеги из отдела помогают нам налаживать коммуникацию с другими отделами, проверяют планы публикаций, делятся идеями о продвижении.
Проведение онлайн-трансляции во время открытия выставки
Вести трансляцию в Periscope правой рукой, а левой в этот момент писать в Twitter. Была бы третья рука свободна – сделала бы публикацию в Facebook. Фотограф: Г. Г. Сапожников
Об особенностях работы с социальными сетями
— Расскажите об основных этапах работы над контент-планом? И как он помогает в работе?
— За 4 года мы сформировали календарь значимых исторических дат, государственных и профессиональных праздников, на которой ориентируемся при подготовке еженедельного плана публикаций. Этот план составляется в течение пятницы-субботы, проверяется в воскресенье и в понедельник поступает в работу. Если планируются крупные выставки, фестивали, мероприятия, то мы начинаем подготовку контента заранее – от месяца до четырех, в зависимости от масштаба события.
— Какие сетевые культурные акции, в которых участвовал ГИМ, пользовались наибольшим успехом?
— Мы инициировали и провели акции в Twitter и Instagram. Пожалуй, самой душевной акцией стала «Музейная открытка», во время которой мы отправили 150 открыток с изображениями интерьеров и экспонатов музея.
Отправка открыток участникам акции
— Расскажите, с какой периодичностью проводятся конкурсы? И можно ли выявить особенности проведения для разных соцсетей?
— Мы проводим конкурсы 2-3 раза в месяц. Обычно дарим пригласительные билеты в музей и наши издания. К сожалению, подарки забирают редко (для этого необходимо прийти в музей и обратиться на стойку администратора).
Мы используем следующие форматы:
- Репост публикации музея. Победителем становится тот, кто собирает больше всего лайков.
- Комментарии к публикации музея. Участникам присваиваются номера, с помощью генератора случайных чисел выбираем победителя.
- Контент создают сами пользователи (например, фотография). Победителем становится тот, кто, выполнив все условия, соберет больше всего лайков.
О том, что значит быть лектором в АИС ЕИПСК
— Перейдем к сотрудничеству с АИС ЕИПСК. Вы начали вести обучающие вебинары по работе в социальных сетях летом 2016 года. Скоро будет год. Поделитесь впечатлениями о своей роли спикера для сотрудников учреждений культуры.
— Подготовка и проведение вебинаров – одно из моих самых любимых направлений деятельности. Благодаря АИС ЕИПСК я могу делиться опытом с коллегами по всей России. Вебинары служат стимулом для саморазвития: перед каждым вебинаром я изучаю профильную литературу, ищу релевантные кейсы, делаю обзор новостей. Также общение с коллегами и проверка домашних заданий позволяют мне узнать, как обстоят дела в регионах, а значит – дают возможности для подбора оптимальных стратегий и рекомендаций по продвижению учреждений культуры в социальных сетях.
— Расскажите, что будет на «Ночи музеев – 2017» в ГИМе.
— Впервые за пять лет во время акции «Ночь в музее» можно будет бесплатно посетить Государственный исторический музей, собор Василия Блаженного и Музей Отечественной войны 1812 года на Красной площади. Мы подготовили экскурсии, мастер-классы, концерты и полевую кухню. И, конечно, же сюрприз – о нем я пока рассказать не могу. Мы будем освещать акцию в социальных сетях: проведем несколько онлайн-трансляций, а также предложим гостям музея принять участие в конкурсе. Конкурс пройдет в Instagram, где задания будут опубликованы в Сториз, а также на страницах во «ВКонтакте» и Facebook.
— На что Вы рекомендуете обратить внимание тем, кто посетит ГИМ в первый раз?
— Обязательно уделите внимание оформлению интерьеров на первом этаже музея. В 2015 году мы издали книгу, посвященную архитектуре и интерьерам музея.
Про освещение «Ночи музеев» в ГИМе и первое посещение музея
— Посоветуйте сайты или книги, которые помогают Вам в работе.
— Рекомендую список литературы по теме, который собирает и публикует Мария Правдина, ученый секретарь Тотемского музейного объединения.
— Чем Вы занимаетесь в свободное от работы время? У Вас есть увлечения?
— Пока свободного времени почти не остается: я завершаю диссертацию на соискание степени PhD, посвященную менеджменту музейных зданий. Во время отпуска люблю путешествовать на автомобиле: вместе с семьей мы объездили пол Европы! Я отдыхаю во время вождения, наблюдаю за пейзажами и могу позволить себе не выходить в Интернет :)
— Что Вы можете пожелать коллегам – сотрудникам учреждений культуры?
— Работа в учреждении культуры предполагает огромную ответственность. Каждое наше действие, будь то организация мероприятия, заполнение электронного каталога музейных предметов, публикация в социальных сетях – вклад в сохранение и развитие культуры. Я желаю коллегам терпения, сил, побольше оптимизма. Я уверена, что, объединяя усилия, мы можем многое, поэтому не замыкайтесь только на рутине, почаще общайтесь с коллегами из других учреждений, обменивайтесь опытом. И, конечно, желаю крепкого здоровья и семейного благополучия.
Twitter-экскурсия в Покровском соборе
Фотографии предоставлены А. Михайловой.
Записи вебинаров Анны Михайловой размещены в специальном материале об онлайн-обучении. Хотите принять участие? Следите за анонсами через e-mail рассылку (на адрес, указанный в профиле) и страницы ЕИПСК во «ВКонтакте» и Facebook.