PRO.Культура.РФ
Главная/Блог/Публикация/

Цифровой этикет: как вести себя в Интернете

Техническая поддержка

Мы все общаемся в сети, но часто не задумываемся о том, правильно ли это делаем. Как вести себя в деловой переписке, на форумах и в группах в социальных сетях? Что не стоит делать на страницах корпоративных аккаунтов? Какие вопросы следует задать себе, чтобы освоить цифровой этикет? Об этом вы узнаете в статье Ольги Лукиновой.

Ольга Лукинова – MA in Cultural Management, руководитель отдела маркетинга и информационной политики Московской высшей школы социальных и экономических наук, преподаватель ИОН РАНХиГС при Президенте РФ, создатель Telegram-канала «Цифровой этикет»

Цифровой этикет: как вести себя в Интернете
Цифровой этикет: как вести себя в Интернете

Традиционно сложилось, что вежливый человек – тот, кто не чавкает за столом, уступает место и приветливо здоровается при встрече. Однако для современного человека уже недостаточно соблюдать правила светского этикета, чтобы считаться культурным. Человеку, живущему в информационный век, теперь нужно еще соблюдать и цифровой этикет.

Культура цифрового общения – пожалуй, то, что нужно освоить учреждениям культуры в первую очередь, когда они выходят в интернет. Цифровой этикет помогает общаться так, чтобы не раздражать аудиторию и не доставлять собеседнику лишних неудобств. Касается это и деловой переписки, и общения в мессенджерах, и поведения на форумах, и ведения корпоративных аккаунтов в социальных сетях.

Чтобы понять, какие правила цифрового общения самые строгие, а какими можно пренебречь, в мае 2017 года был проведен опрос среди активных пользователей интернета, в нем приняло участие почти 200 человек в возрасте от 20 до 60 лет. В анкете спрашивалось, что раздражает при общении в социальных сетях, в деловой переписке, на форумах, а также каким принципам пользователи стараются следовать, чтобы сделать цифровую коммуникацию эффективной и приятной. По результатам опроса удалось собрать некоторые наиболее важные правила.

Правила деловой переписки:
  • приветствовать в начале письма;
  • ставить подпись в конце письма;
  • не допускать орфографические и пунктуационные ошибки;
  • не отправлять рабочие письма в нерабочее время;
  • не прикреплять тяжелые файлы;
  • не путать кнопки «Ответить» и «Ответить всем»;
  • не присылать рабочие документы в мессенджерах;
  • обязательно в письмах указывать тему сообщения.
Правила группового общения на форумах, в группах в социальных сетях:
  • быть вежливым;
  • обращаться к незнакомцам «на вы»;
  • не использовать мат и бранную лексику;
  • не добавлять людей в группы без спросу;
  • не флудить (то есть говорить только по заданной теме);
  • не спамить (то есть не публиковать нежелательные рекламные сообщения);
  • не переходить на личности в спорах и дискуссиях.
Правила ведения корпоративных аккаунтов в социальных сетях:
  • не выдавать чужой контент за свой;
  • не делать слишком много постов;
  • не постить мемы и баяны;
  • не злоупотреблять рекламой своих услуг и своей организации;
  • не отмечать людей в постах для привлечения внимания;
  • не лайкать самого себя;
  • не отмечать людей на поздравительных открытках.

То есть особенность цифрового этикета в том, что любое правило можно объяснить не только принципами вежливости и взаимного уважения, но и технологическими особенностями цифровой среды.

Например, почему считается нежелательным отправлять деловые письма в нерабочее (и тем более ночное) время? Потому что у большинства людей на смартфонах стоят уведомления, и ваш ночной емэйл просто разбудит вашего адресата. Или почему считается дурным тоном заводить для организации страницу в социальной сети в формате личного, а не публичного аккаунта? Потому что организация таким образом задаром пытается получить возможности активного взаимодействия с аудиторией (лайкать, комментировать, добавлять в друзья). При этом организация теряет доступ к большому количеству функций корпоративных аккаунтов и рискует быть заблокированной социальной сетью.

Самый простой способ освоить цифровой этикет – все время задавать себе вопросы:

  1. Не доставляю ли я кому-то неудобств?
  2. Не подвергаю ли я кого-нибудь опасности?
  3. Не отнимаю ли я чье-то время, внимание (и трафик!)?

Еще один способ освоить цифровой этикет – подписаться на канал @digitaletiquette* в Telegram и там узнавать о правилах и секретах эффективной цифровой коммуникации.

*Для доступа необходимо иметь регистрацию в Telegram.

Главное изображение: pixabay.com
Фото автора.
Мнение автора поста может не совпадать с мнением администрации системы.
Дата создания: 09.06.2017
0

Мы используем cookies

Во время посещения вами данного сайта Минкультуры России может использовать общеотраслевую технологию, называемую cookie. Файлы cookie представляют собой небольшие фрагменты данных, которые временно сохраняются на вашем компьютере или мобильном устройстве и обеспечивают более эффективную работу сайта. Продолжая просматривать данный сайт, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie и принимаете условия.