Цифровой этикет: как вести себя в Интернете
Мы все общаемся в сети, но часто не задумываемся о том, правильно ли это делаем. Как вести себя в деловой переписке, на форумах и в группах в социальных сетях? Что не стоит делать на страницах корпоративных аккаунтов? Какие вопросы следует задать себе, чтобы освоить цифровой этикет? Об этом вы узнаете в статье Ольги Лукиновой.
Ольга Лукинова – MA in Cultural Management, руководитель отдела маркетинга и информационной политики Московской высшей школы социальных и экономических наук, преподаватель ИОН РАНХиГС при Президенте РФ, создатель Telegram-канала «Цифровой этикет»
Традиционно сложилось, что вежливый человек – тот, кто не чавкает за столом, уступает место и приветливо здоровается при встрече. Однако для современного человека уже недостаточно соблюдать правила светского этикета, чтобы считаться культурным. Человеку, живущему в информационный век, теперь нужно еще соблюдать и цифровой этикет.
Культура цифрового общения – пожалуй, то, что нужно освоить учреждениям культуры в первую очередь, когда они выходят в интернет. Цифровой этикет помогает общаться так, чтобы не раздражать аудиторию и не доставлять собеседнику лишних неудобств. Касается это и деловой переписки, и общения в мессенджерах, и поведения на форумах, и ведения корпоративных аккаунтов в социальных сетях.
Чтобы понять, какие правила цифрового общения самые строгие, а какими можно пренебречь, в мае 2017 года был проведен опрос среди активных пользователей интернета, в нем приняло участие почти 200 человек в возрасте от 20 до 60 лет. В анкете спрашивалось, что раздражает при общении в социальных сетях, в деловой переписке, на форумах, а также каким принципам пользователи стараются следовать, чтобы сделать цифровую коммуникацию эффективной и приятной. По результатам опроса удалось собрать некоторые наиболее важные правила.
- приветствовать в начале письма;
- ставить подпись в конце письма;
- не допускать орфографические и пунктуационные ошибки;
- не отправлять рабочие письма в нерабочее время;
- не прикреплять тяжелые файлы;
- не путать кнопки «Ответить» и «Ответить всем»;
- не присылать рабочие документы в мессенджерах;
- обязательно в письмах указывать тему сообщения.
- быть вежливым;
- обращаться к незнакомцам «на вы»;
- не использовать мат и бранную лексику;
- не добавлять людей в группы без спросу;
- не флудить (то есть говорить только по заданной теме);
- не спамить (то есть не публиковать нежелательные рекламные сообщения);
- не переходить на личности в спорах и дискуссиях.
- не выдавать чужой контент за свой;
- не делать слишком много постов;
- не постить мемы и баяны;
- не злоупотреблять рекламой своих услуг и своей организации;
- не отмечать людей в постах для привлечения внимания;
- не лайкать самого себя;
- не отмечать людей на поздравительных открытках.
То есть особенность цифрового этикета в том, что любое правило можно объяснить не только принципами вежливости и взаимного уважения, но и технологическими особенностями цифровой среды.
Например, почему считается нежелательным отправлять деловые письма в нерабочее (и тем более ночное) время? Потому что у большинства людей на смартфонах стоят уведомления, и ваш ночной емэйл просто разбудит вашего адресата. Или почему считается дурным тоном заводить для организации страницу в социальной сети в формате личного, а не публичного аккаунта? Потому что организация таким образом задаром пытается получить возможности активного взаимодействия с аудиторией (лайкать, комментировать, добавлять в друзья). При этом организация теряет доступ к большому количеству функций корпоративных аккаунтов и рискует быть заблокированной социальной сетью.
Самый простой способ освоить цифровой этикет – все время задавать себе вопросы:
- Не доставляю ли я кому-то неудобств?
- Не подвергаю ли я кого-нибудь опасности?
- Не отнимаю ли я чье-то время, внимание (и трафик!)?
Еще один способ освоить цифровой этикет – подписаться на канал @digitaletiquette* в Telegram и там узнавать о правилах и секретах эффективной цифровой коммуникации.
Главное изображение: pixabay.com
Фото автора.