Публикация

Интервью с директором музея-заповедника «Кижи» Еленой Богдановой

Техническая поддержка

Очередной, ежегодный, двадцать первый по счету Российско-финляндский форум перенесен в виртуальное пространство и будет проведен онлайн 1 октября 2020 года. Публикуем интервью координатора форума с российской стороны, директора музея-заповедника «Кижи» Елены Богдановой, предоставленное организаторами форума.   

Елена Богданова отвечает на вопросы пресс-координатора Натальи Ершовой о форумной деятельности.


Волшебство деревянного зодчества. Фото: музей-заповедник «Кижи»


— Уважаемая Елена Викторовна! С точки зрения финской стороны, российско-финляндские культурные форумы представляют собой уникальную форму широкого и прямого сотрудничества между представителями культуры двух стран. Вы принимаете участие в форумах не первый год, выступаете на них в роли сопредседателя, поэтому хотелось бы узнать, как вы оцениваете динамику этого культурного процесса между Финляндией и Россией за прошедшие десятилетия?

— Я бы сказала, что культура – это постоянная величина в процессе российско-финляндских взаимоотношений. Экономика и политика преходящи, а культурные ценности – долговечны. Они – основа добрых взаимоотношений, тот центр тяжести, который приводит систему в равновесие после любых колебаний. За последние десятилетия мы во многих отношениях перешли от культурного обмена к синтезу при сохранении самобытности культур-участниц этого процесса. Таким образом, культурные инициативы по обе стороны границы выходят на качественно новый уровень. В общем культурном пространстве появляются новые формы сотрудничества, новые креативные решения и новые «игроки»: туристические компании, архивы, университеты, школы, общественные организации.

— В программу XXI Российско-финляндского культурного форума включен тематический семинар по культурному сотрудничеству в сфере музыки. Партнерские проекты из Республики Карелия всегда составляли значительную и самобытную часть форумной деятельности, в том числе и в музыкальной сфере.

В течение многих лет я встречаю на российско-финляндских культурных форумах представителей Петрозаводской детской школы искусств им. Балакирева, Петрозаводской государственной консерватории, Карельского колледжа культуры и искусств, успешно сотрудничающих с финскими композиторами Харри Вессманом и Кейо Ахо. В прошлом году на форуме в Туле обсуждались планы Национального ансамбля песни и танца Карелии «Кантеле» с финской Академией рунопения в области народного творчества, а также Музыкального театра Республики Карелия и финской продюсерской фирмы Wäinämö Productions, в частности о постановке совместных музыкальных спектаклей. Понятно, что нынешняя ситуация осложнила прямые контакты, но, тем не менее, удалось ли продвинуться в осуществлении этих партнерских проектов за прошедшее после тульского форума время?


Директор заповедника Елена Богданова всегда в делах: большое хозяйство требует постоянного присмотра. Фото: музей-заповедник «Кижи»


— Благодаря предыдущим российско-финляндским культурным форумам Академия рунопения, например, продолжает активно развивать сотрудничество с Национальным ансамблем песни и танца Карелии «Кантеле». Совместными усилиями они начали реализацию проекта Kantele Go, получив финансирование уже по программе ENI CBC. В рамках XXI Российско-финляндского культурного форума Академия рунопения проведет переговоры с тремя новыми для себя российскими участниками: Историко-культурным центром «Варяжский двор» (Ленинградская область), Национальной библиотекой Республики Карелия и Петербургским обществом ингерманландских финнов «Инкерин лиитто». Идея сотрудничества в сфере изучения народной музыки, фестивальной деятельности и культурного туризма между регионами Кайнуу и Ингерманландии получит, надеюсь, продолжение после проведенных встреч. Интересны проекты Балалаечного оркестра Хельсинки и Петрозаводской государственной консерватории имени А. К. Глазунова. Может, уже в недалеком будущем мы услышим концерт, созданный этими организациями.

Музыкальный театр Республики Карелия в этом году примет участие в двух встречах: с финской организацией Art Master (будет обсуждаться идея создания российско-финляндской театральной лаборатории) и с Политехническим университетом города Оулу. Музыкальный театр обсудит вопросы трансграничного сотрудничества между предприятиями в сфере культуры и креативной экономики. Практически все новые контакты, появившиеся на Российско-финляндском культурном форуме, получают свое развитие. Хорошо было бы создать особый банк данных форума, где будет собираться информация о конкретных результатах совместной деятельности. Мы все прекрасно понимаем, что связи продолжаются, но для привлечения новых участников было бы хорошо иметь некий обзор проделанной и текущей работы, получившей старт на форумах в разные годы.


Живописная территория музея-заповедника «Кижи» органично подходит для проведения фольклорных, интерактивных, образовательных и других культурных программ. Фото: музей-заповедник «Кижи»


— Кроме музыкальных проектов, на предстоящем культурном форуме будет обсуждаться российско-финляндское партнерство по многим другим направлениям. Музейное дело, начиная с первых форумов, вызывало первостепенный интерес и активный отклик у партнеров обеих стран. Прошедший в рамках культурного форума (2019) в Туле Российско-финляндский музейный саммит стал настоящим «парадом светил», объединившим на одной площадке признанных мэтров из крупнейших музеев двух стран. Меня искренне впечатлило ваше выступление – список финских партнеров возглавляемого вами музея «Кижи» и многообразие проектных тем: сохранение объектов Всемирного наследия, развитие народных ремесел, волонтерского движения, трансграничного туризма, обмен опытом в сфере реставрации памятников деревянного зодчества, музейного дела, организации выставок. На форуме у музея «Кижи» появились новые договоренности о сотрудничестве с Национальным музеем Финляндии, Музеем дизайна и архитектуры в Хельсинки, прошли переговоры партнерские с Музейным центром г. Турку и с продюсерской фирмой Wäinämö Productions. Как идет это сотрудничество? И как вписываются эти многочисленные проекты в столь хрупкий и оберегаемый усилиями сотрудников музея-заповедника мир Кижей?

— Сотрудничество музея-заповедника «Кижи» с финскими музеями и организациями сферы культуры с каждым годом расширяется. У нас появляются новые партнеры. С прежними партнерами мы продолжаем развивать уже новые идеи.

Так, например, с Карельским союзом (Karjalan liitto) сотрудничество продолжается уже многие годы. У нас в планах начать проект по национальным костюмам. Эта идея родилась на Российско-финляндском культурном форуме в Туле. К сожалению, в этом году не удалось реализовать проект в полном объеме. В рамках XXI Российско-финляндского культурного форума мы проведем переговоры с Карельским союзом и решим, в какой форме будем реализовывать проект популяризации народного костюма в дальнейшем. Музей обладает богатой коллекцией народных костюмов Карелии.

Новым старым партнером в рамках текущего форума стал Музей леса Финляндии «Лусто» (Suomen Metsämuseo). У нас были проведены предварительные переговоры уже зимой 2020 года, на которых мы пригласили «Лусто» поучаствовать в культурном форуме, чтобы совместными усилиями повлиять на решение вопросов, связанных с культурой леса, обработкой дерева, применением дерева при реставрации и строительстве деревянных домов. Со стороны музея в переговорах на форуме примут участие специалисты Всероссийского центра сохранения деревянного зодчества им. В. С. Рахманова и Службы культурно-просветительской деятельности и внешних связей. Мы ожидаем, что будет согласован план первичных мероприятий и составлен среднесрочный план взаимодействия в рамках нового проекта.

— В одном из своих интервью после прошлогоднего культурного форума вы говорили: «У финнов нам можно поучиться быть более дерзкими в подходах, не бояться рисковать». И добавляли, что вас поразило, например, что Национальный музей Финляндии прямо у себя во дворе устроил День сауны: парили посетителей, отправляли валяться в снегу. Очень необычный формат. А нам и нужно таковые искать, чтобы как можно больше людей привлекать в музеи. В них обязательно должно быть что-то свое, притягательное для каждого.

Кстати, именно этой причиной – множество неожиданных мероприятий Национального музея привлекают к его посещению новую аудиторию – генеральный директор Элина Анттила, которая давала мне интервью перед музейным саммитом, и мотивировала их проведение. И мне показались неожиданными такие их мероприятия, как Match made in museum – «Пара, созданная в музее» – вечера знакомств для одиночек, клубные вечера или винтажные блошиные рынки во дворе музея. Интересно, а какие неординарные события вы могли бы провести в музее-заповеднике «Кижи» или при его участии на других площадках? Хотя, на мой любительский взгляд, сама уже обстановка вашего музея настолько уникальна, что на его территории любое мероприятие может стать редкостным событием...


Фото: музей-заповедник «Кижи»


— Наша цель – не просто показать гостям памятники архитектуры, а погрузить их в атмосферу прошлого, обогатить посетителей миропониманием и мироощущением предков, показать традицию как живую связь времен, устремленную в будущее. Этой цели так или иначе подчинены все мероприятия музея. Креативные решения нужны не сами по себе, а в рамках этой стратегии. Хорошие начинания можно найти в самых разных сферах. Например, помимо мастер-классов, пленэров, образовательных программ и экскурсий, остров Кижи принимает соревнования по экстремальным видам спорта: прыжкам с парашютом, зимнему кайтингу, скандинавской ходьбе, плаванию в открытой воде. Мы даже возрождаем собственный традиционный вид спорта – килу, смесь футбола и регби, некогда бытовавшую в Заонежье.

— На музейном саммите и на самом культурном форуме в Туле много говорилось о безграничных просторах «виртуализации» музейной работы. Я хотела бы процитировать вас еще раз (и снова согласиться с вами), что при безусловных плюсах интерактивных форматов наступает некая усталость от виртуального мира и требуется живое общение. Посещение музея – сама его атмосфера, неповторимый дух старины, непосредственное прикосновение к культурному наследию – имеет огромное значение для сохранения национальных и мировых культурных традиций. Но увы, то, что сейчас происходит в мире – факт, называемый Corona Update, – вносит свои суровые коррективы в привычную и столь необходимую нам всем культурную жизнь. Музеи терпят гигантские убытки и лихорадочно обдумывают виртуальные варианты на смену обычным визитам посетителей. Как обстоит дело в этом отношении в российских музеях и, в частности, в музее-заповеднике «Кижи»?

— С начала пандемии мы существенно усилили виртуальное представительство музея, используя самые разные онлайн-форматы: экскурсии, мастер-классы, выставки, лекции, сферические фотопанорамы, подкасты, квизы, конкурсы. Накопленный материал не только позволяет привлекать на остров новых гостей, но и придает дополнительную глубину и объем опыту пребывания на острове. Ведь за один визит невозможно увидеть все памятники, посетить все программы, побывать на всех мероприятиях и воспользоваться всеми услугами музея, а онлайн дает возможность продлить знакомство с Кижами.

Более того, дистанционно люди могут попасть даже в те места, куда неспециалистам вход воспрещен хотя бы по соображениям безопасности: например, на крышу Преображенской церкви. И эта работа востребована, о чем свидетельствует заметный рост онлайн-аудитории музея, которая выросла в несколько раз.


Фото: музей-заповедник «Кижи»


— Когда мы готовились к предыдущим российско-финляндским культурным форумам, то нередко говорили, что, несмотря на международные проблемы, стремление представителей культуры обеих стран к прямому общению, напротив, становится все более активным. По мнению многих, нынешний год сделал нас другими и наглядно показал, как сложно обходиться без прямых человеческих и культурных контактов. Каково ваше мнение на этот счет? С какими словами вы могли бы обратиться к участникам и партнерам XXI – и первого виртуального – Российско-финляндского культурного форума, а также ко всем, кто разделяет идеи международного культурного сотрудничества?

— Дорогие коллеги! Культура – главный миротворец и главный двигатель прогресса, потому что она всегда представляет собой диалог. В его основе – стремление понять мир, другого, себя. Это стремление само по себе означает, что мы испытываем интерес и уважение друг к другу. И, как в любом диалоге, тут одинаково важны сходства, без которых не бывает понимания, и различия, без которых не бывает взаимного интереса. Желаю всем нам быть собой и быть друг с другом! В этом залог успеха нашего сотрудничества.

— Большое спасибо, Елена Викторовна, за беседу.


Интервью подготовила Наталья Ершова, пресс-координатор русскоязычной информации культурных форумов, Media Comnatel Oy, Хельсинки, Финляндия.
Дата создания: 28.09.2020
Загрузка комментариев