PRO.Культура.РФ
Главная/Блог/Публикация/

10 вопросов о программе лояльности в музее. Отвечает ГМИИ им. А. С. Пушкина

Техническая поддержка

Новый выпуск рубрики «Как это сделать?» подробно рассказывает о музейной программе лояльности. Мы задали 10 вопросов по теме сотруднику Пушкинского музея Татьяне Меденниковой — она руководит программой «Меценаты и патроны ГМИИ им. А. С. Пушкина».

1. Что такое программа лояльности и зачем она нужна?

Программа лояльности направлена на формирование сообщества лояльных музею людей. Участники разделяют идеи и фундаментальные ценности, заложенные в основу музея, неравнодушны к тому, как он развивается, и готовых оказывать поддержку. В большинстве программ лояльности есть два уровня привилегий: друзья музея и патроны музея.

Затраты на программу окупаются?

Вне всякого сомнения! Сегодня карту Друга Пушкинского имеют почти две тысячи человек. Наибольшей популярностью из восьми категорий пользуются карты «Парные» и «Семейные».

2. Как работает карта «Друзья музея»?

«Друзья музея» – фундамент программы лояльности любого учреждения. Она включает несколько категорий карт с различным набором привилегий. Стоимость карты зависит от ее уровня.

Почему покупают карту «Друзья музея»:

  • экономическая целесообразность: для тех, кто  ходит в музей регулярно, карта – аналог персональной скидки с бонусами; 

  • привилегии: друзья музея не стоят в очередях и, в зависимости от уровня карты, получают приоритетный доступ к образовательным программам музея и закрытым мероприятиям.

3. Кто такие меценаты и патроны музея? Как их привлечь?

Если программа друзей музея охватывает широкую аудиторию, то программа меценатов и патронов рассчитана на тех, кто готов оказывать музею финансовую и иную поддержку в обмен на привилегии.

Меценаты и патроны ГМИИ – это сообщество финансово преуспевающих и социально активных людей, интересующихся искусством, которые инвестируют в музей, участвуют в его жизни с целью поддержки деятельности, развития и сохранения культурного наследия для современников и будущих поколений.

Работа по привлечению меценатов и патронов имеет исключительно индивидуальный характер. Формат взаимовыгодного сотрудничества определяется в рамках переговоров: пригласите потенциального патрона на эксклюзивное мероприятие, выясните, что ему интересно и расскажите о привилегиях, которые готов предложить музей. Самый эффективный инструмент продвижения – сарафанное радио: действующие участники вовлекают людей своего круга и зачастую становятся настоящими амбассадорами программы.

4. Как составить программу лояльности?

Учитывайте интересы и запросы целевой аудитории через призму ключевых направлений деятельности музея. Для этого необходимо проанализировать, кто ваша аудитория, какие продукты и предложения ей интересны.  Пушкинский музей выделяет несколько больших категорий:

Семьи с детьми. ГМИИ часто посещают с детьми. Специально для участников программы «Друзья музея» мы разработали дополнительные опции, связанные с семейным посещением, и выяснили, что для многих они стали стимулом продлевать карту.

Поклонники музыки. Для любителей музыкальных концертов актуальной становится привилегия приоритетного приобретения билетов на фестиваль «Декабрьские вечера Святослава Рихтера».

Влюбленные в искусство. Эта категория ценит возможность общаться с кураторами, посещать запасники или реставрационные мастерские.

Активные посетители. Выбирают программу ради арт-поездок и приглашений на выставки в других музеях в рамках ежемесячного арт-календаря.

5. Что входит в программу лояльности в зарубежных музеях?

Перечислим базовые опции классической программы лояльности:

  • посещение музея без билета и без очереди в любое время в часы работы музея; 

  • приглашение на вернисажи;

  • посещение превью выставок;

  • приглашение на кураторские показы или же экскурсии в закрытое время;

  • скидка на товары в музейном магазине или кафе.

Все остальные привилегии становятся уже дополнительной надстройкой. Их число может расти по мере увеличения количества уровней участия в программе.

6. Эталоны в мире музейных программ лояльности

Один из них – The Metropolitan Museum. В отличие от большинства ведущих европейских художественных музеев, являющихся государственными, американские музеи исторически были основаны как частные институции и всегда получали практически исключительно частное финансирование. Отсюда и тщательно продуманные и проверенные временем программы лояльности, на которые музеи во многом опираются для привлечения частных средств.

После общения с коллегами из зарубежных музеев мы:

  • поняли, что право проведения частных мероприятий в музее должно стать исключительной привилегией патронов музея, недоступной для всех остальных. Это является стимулом для вступления в программу патронов;

  • почерпнули необходимость развивать направление арт-поездок с ведущими музейными кураторами;

  • позаимствовали практику проведения превью выставок для меценатов и патронов до официального открытия, а также закрытые показы во внерабочее время для друзей и меценатов;

  • в строящемся музейном городке ГМИИ предусмотрели отдельную лаунж-зону для участников программ лояльности, в которой можно было бы проводить какие-то камерные встречи с чаем или коктейлем.

7. Как устроена программа лояльности в ГМИИ?

В ГМИИ довольно разнообразная программа. Она включает несколько уровней участия и охватывает запросы разных категорий посетителей.

«Друзья Пушкинского» действует в музее с 2014 года. Подробно об уровнях участия в программе и привилегиях участников рассказано здесь: https://pushkinmuseum.art/museum/support_us/friends/index.php

«Меценаты и патроны ГМИИ им. А. С. Пушкина» стартовала в 2017 году. Она стала кульминацией фандрайзинговой стратегии музея. В ее рамках существуют несколько уровней поддержки с соответствующими привилегиями:

  • меценат: от 500 тыс. руб. для физических лиц / патрон: от млн руб. для юридических лиц в год;
  • меценат/патрон «серебро» – от 2 млн руб. в год;
  • меценат/патрон «золото» – от 5 млн руб. в год;
  • меценат/патрон «платина» – от 8 млн руб. в год.

В декабре 2021 года в рамках программы меценатов и патронов мы запустили отдельное направление специально для поклонников и коллекционеров медиаискусства – «Клуб коллекционеров Пуш». Участие в нем предполагает приобретение в коллекцию музея работ современных художников из wish-list экспертной комиссии музея.

8. Что дает музею поддержка патронов? Что музей дает патронам?

Благодаря годовым взносам меценатов ГМИИ реализует многие выставочные проекты, программы сохранения и пополнения собрания, осуществляет реставрацию, научную и образовательную деятельность, публикует музейные издания и имеет возможность приглашать интересных лекторов.

Целевые пожертвования меценатов позволяют повысить качество реализации задач по каждому направлению деятельности музея, выйти за рамки минимальных требований и обеспечить креативный и нестандартный подход.

Мы предоставляем меценатам и патронам по-настоящему эксклюзивные привилегии: 

  • эксклюзивный доступ в музей в закрытое время;

  • приглашения на закрытые превью выставок, вернисажи и кураторские показы;

  • возможность проведения частных закрытых показов выставок и постоянной коллекции музея;

  • возможность организации частного мероприятия в музее в закрытое время;

  • помощь в организации посещений других музеев и участие в зарубежных арт-поездках;

  • размещение благодарности на сайте музея и непосредственно в самом музее перед главной розовой лестницей.

Список меценатов и патронов, давших разрешение на публичное упоминание, можно найти здесь: https://pushkinmuseum.art/museum/support_us/maecenases/index.php?lang=ru

9. Кто должен быть задействован в программе?

Все – от охраны и гардеробщиков до кураторов и хранителей. Например, специально для участников программ в гардеробе музея существует специальная секция, где всегда можно разместить верхнюю одежду без очереди. Служба по работе с посетителями, охрана и смотрители должны быть осведомлены о привилегиях друзей и меценатов/патронов, чтобы допускать их в музей через служебный вход. Хранители, реставраторы и кураторы проводят с держателями карт камерные встречи, посещают запасники или реставрационные мастерские или же кураторские показы выставок.

Директор музея выступает на ежегодной встрече друзей, меценатов/патронов и спонсоров музея, проводит для них экскурсии и ездит в арт-поездки.

10. Как сделать так, чтобы программа продавалась?

Программы друзей музея – это в большей степени коммерческий продукт. Главная задача – продать как можно больше карт премиального уровня и пролонгировать текущие. 

Что повышает продажи:

  • выставки-блокбастеры;

  • качественные и интересные специальные программы и события (образовательные мероприятия, поездки, экскурсии и так далее);

  • качество клиентского обслуживания: скорость обработки запросов, возможность учета индивидуальных пожеланий.

Для развития программы меценатов и патронов музейный контент, безусловно, не менее важен. Компании-патроны в гораздо большей степени интересуются выставочным планом музея на будущий год перед заключением или продлением договора, чем частные лица, так как это напрямую связано с их корпоративным развитием (проведение мероприятий, закрытых показов и тому подобное). В целом в программе меценатов и патронов особенно важны индивидуальный подход и фактически так называемый консьерж-сервис, то есть обработка индивидуальных запросов, которые зачастую касаются не только Пушкинского музея.

Мнение автора поста может не совпадать с мнением администрации системы.
Дата создания: 26.10.2023
0

Мы используем cookies

Во время посещения вами данного сайта Минкультуры России может использовать общеотраслевую технологию, называемую cookie. Файлы cookie представляют собой небольшие фрагменты данных, которые временно сохраняются на вашем компьютере или мобильном устройстве и обеспечивают более эффективную работу сайта. Продолжая просматривать данный сайт, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie и принимаете условия.