Рубрика «Чистовик». Нарушение видо-временной согласованности глаголов и деепричастий
В этом выпуске рубрики «Чистовик» мы напомним, почему важно обращать внимание на время и вид глаголов и деепричастий.
Время – признак, указывающий, к какому времени относится действие относительно момента, когда о нем говорит рассказчик. Существует три времени: прошедшее, настоящее и будущее.
Вид – признак, указывающий на завершенность или незавершенность действия во времени. Выделяют два вида: совершенный и несовершенный. Глаголы совершенного вида имеют значение завершенного, полностью законченного действия или процесса, поэтому не употребляются в настоящем времени. Они отвечают на вопросы «что сделать?», «что сделал?», «что сделает?». Например: нарисовать, нарисовал, нарисует. Глаголы несовершенного вида обозначают незавершенные или повторяющиеся процессы и отвечают на вопросы «что делать?», «что делал?», «что делает?», «что будет делать?». Например: рисовать, рисовал, рисует, будет рисовать.
Важно правильно выбирать время и вид глагола, то есть придерживаться видо-временной согласованности, т. к. от этого напрямую зависит смысл вашего высказывания. Ниже мы опишем случаи, когда это правило нарушается, и расскажем, как исправить эти ошибки.
I. Неправильный выбор вида глагола
Рассмотрим пример из события на платформе «PRO.Культура.РФ»: Участники занятия смогут выбирать цветовую палитру, разрабатывать композицию своего пейзажа и экспериментировать с различными способами нанесения волокон.
Здесь используются глаголы несовершенного вида (смогут что сделать?): выбирать, разрабатывать, экспериментировать. Но речь идет об одном занятии, а не о повторяющихся встречах, поэтому предложение составлено неверно. В данном случае следует выбрать глаголы совершенного вида: Участники занятия смогут (что сделать?) выбрать цветовую палитру, разработать композицию своего пейзажа и поэкспериментировать с различными способами нанесения волокон.
II. Видо-временная несогласованность при наличии нескольких однородных сказуемых, а также в сложных предложениях
Рассмотрим три неправильно составленных предложения:
1. Брошюра содержит информацию о правилах здорового питания и научит делать правильный выбор.
Это простое предложение с однородными сказуемыми, в котором нарушено видо-временное единообразие: «содержит» – глагол настоящего времени несовершенного вида, а «научит» – глагол будущего времени совершенного вида. Исправим: Брошюра (что делает?) содержит информацию о правилах здорового питания и (что делает?) учит делать правильный выбор.
2. Гости Дома культуры смогут состязаться с друзьями и узнать что-то новое.
Здесь нарушена видовая соотнесенность: глагол «состязаться» отвечает на вопрос «что делать?», а «узнать» – «что сделать?». Т. к. подразумевается скорее однократное действие, выбор нужно сделать в пользу глаголов совершенного вида: Гости Дома культуры смогут (что сделать?) посостязаться с друзьями и узнать что-то новое.
3. Библиотекарь расскажет о произведениях М. Лермонтова, а участники читают его стихи.
Это сложносочиненное предложение, составленное неверно: первая его часть передает информацию о действии в будущем, а вторая – в настоящем. Но логично, что оба действия происходят в будущем: Библиотекарь (что сделает?) расскажет о произведениях М. Лермонтова, а участники (что сделают?) прочитают его стихи.
III. Видо-временная несогласованность при использовании деепричастий
При наличии в предложении нескольких однородных деепричастий нужно помнить, что они также должны быть согласованы по виду и времени. Рассмотрим пример с ошибкой: Танцуя и изобразив разных животных, дети отдыхают с пользой.
«Танцуя» – деепричастие несовершенного вида (отвечает на вопрос «что делая?», настоящее время), а «изобразив» – деепричастие совершенного вида (отвечает на вопрос «что сделав?», прошедшее время). Исправим: Танцуя и изображая разных животных, дети отдыхают с пользой.
Кроме того, нужно обращать внимание на согласование дополнительного действия (деепричастие) с основным действием (глагол) – в предложении не должно быть противоречия! Если деепричастие/деепричастный оборот носит значение уже завершенного действия – глагол должен иметь такое же значение.
Например: Нарисовав натюрморт, участники занятия узнавали много нового. Здесь есть противоречие: деепричастный оборот «нарисовав натюрморт» (что сделав? – совершенный вид) имеет значение уже завершенного действия, а глагол несовершенного вида «узнавали» – значение незавершенности. Исправим: Нарисовав (что сделав? – совершенный вид) натюрморт, участники занятия узнали (что сделали? – совершенный вид) много нового.
Напоминаем, что вы можете предложить свою тему для «Чистовика». В рамках рубрики мы рассматриваем как правила написания грамотного текста, так и особенности оформления событий, мест и обзоров на платформе «PRO.Культура.РФ». Поделиться идеями можно, написав в службу поддержки.