PRO.Культура.РФ
Главная/Блог/Публикация/

Современный Дом культуры: модернизация и ребрендинг

Техническая поддержка

В последние годы многие дома культуры переживают возрождение: команды пространств занимаются модернизацией помещений, запускают ребрендинг и создают актуальную визуальную айдентику.

Как меняются дома культуры, как они выглядят и какие функции в городской среде выполняют, рассказывают кураторы и участники конкурса «Фабрика дизайна 3.0» Ольга Мигина (директор ДК «Темп» в Алтуфьево), Елена Бахтина (директор культурного центра «Строгино»), Олег Питецкий (урбанист-стратег Студии Артемия Лебедева, куратор конкурса) и Алексей Баранов (член жюри конкурса).

Концепция «третьего места» 

Концепцию «третьих мест» предложил социолог Рэй Олденбург. Он сформулировал их функцию следующим образом: такие пространства не связаны ни с домом, ни с работой, однако являются важными элементами социальной жизни, открыты для всех желающих и подходят для общения, обучения, совместного творчества и поиска единомышленников.

Долгое время роль «третьего места» в России выполняли именно учреждения культурно-досугового типа. Изначально они назывались народными домами, избами-читальнями, домами политпросвещения, клубами, красными уголками. К концу прошлого века сеть культурно-досуговых учреждений в России насчитывала более 80 000 адресов. За 25 лет ситуация изменилась, количество клубов сократилась вдвое, сейчас их, по данным статистики, около 40 000. 

В 2022 году в Москве произошла масштабная реорганизация в сфере культуры — библиотеки и культурные центры каждого административного округа были объединены в 11 учреждений нового формата.

«Наше Объединение культурных центров Северо-Востока Москвы, или, как мы себя позиционируем, «культура СВАО», — это 22 библиотеки и 9 культурных центров, расположенных по всему округу. ДК выполняет множество функций. Прежде всего он является местом встреч людей с общими интересами. Мы называем его «третьим местом». Созданные на нашей базе Соседский центр и проект «Добрые соседи» позволяют плотнее общаться с местными жителями, проводить «добрососедские» вечеринки. Кроме того, Дом культуры выполняет просветительскую функцию. У нас проходят мастер-классы, лекции, курсы, интенсивы по различным направлениям — от танцев до рисования. Люди разного возраста могут найти занятие по душе и развиваться в выбранной области», — рассказывает Ольга Мигина.

Почему и как возрождаются ДК?

«Волна перезапусков ДК происходит не только в Москве, но и в регионах. Я знаю об этом не понаслышке. Например, мы реализовали масштабный проект по перезапуску всех домов культуры в Карачаево-Черкесии. Дворец культуры машиностроителей в Воронеже превратился в Городской дворец культуры. ДК в Железногорске также был реконструирован и смог вписаться в современную реальность», — говорит Алексей Баранов. 

Модернизации таких пространств, по словам эксперта, часто способствует и крупный бизнес. Так, Новолипецкий металлургический комбинат открыл на базе Дворца культуры металлургов свой Корпоративный университет НЛМК. Также Алексей отмечает, что в небольших городах функции домов культуры берут на себя учебные учреждения, как Училище искусств им. В. В. Верещагина в Череповце, совмещающее художественную школу и различные секции.  

Одна из главных задач современного ДК — сохранение культурного наследия. Например, в алтуфьевском «Темпе» посетители осваивают навыки декоративно-прикладного творчества, богородскую резьбу по дереву и 37 видов традиционной росписи, работают с глиной, учатся валять, ткать, шить, вязать, плести и рисовать.  

Еще одна важная функция ДК — терапевтическая: люди активного трудоспособного возраста приходят именно на творческие антистресс-программы: йога звука, хор, гончарство, совместное прядение, открытые уроки живописи, настольные игры.

Стараются учреждения привлекать и молодую аудиторию. Однако это сопряжено с необходимостью серьезной трансформации ДК. «Беда в том, что большинство из них работают еще по лекалам 1970-х годов. Событийная и образовательная программа сильно устарела. Да, классическая культура, рукоделия, мастерские и хореография нужны. Но сейчас — время развития креативных индустрий, у общества сформировался запрос на сервисы и дополнительное образование по новым направлениям. Например, диджитал-дизайн, дизайн среды. Создание на базе ДК таких студий будет способствовать их развитию», — считает Олег Питецкий.

Привлечь молодежь, наладить с ней общий язык и совместно улучшать городскую среду позволяет создание собственной айдентики и визуального имиджа. 

Тренды развития современных ДК

Эксперты сходятся во мнении, что в ближайшие годы модернизация домов культуры и культурных центров будет только наращивать темп.

Олег Питецкий выделяет три главных тренда в развитии современных ДК:

  1. Трансформация образовательной программы — создание мастерских для обучения тех, кто сможет создавать ДК новый дизайн, контент и другие элементы визуального имиджа.

  2. Увеличение площадей, активов и ресурсов ДК, в том числе кадрового состава, через развитие района.

  3. Улучшение городской среды и уровня жизни района за счет развития ДК — как это произошло с парком Горького и другими городскими пространствами.

«Я более 13 лет работаю в этой сфере и вижу, что отношение общества к домам культуры в последнее время сильно меняется. Сегодня многие переименованы в культурные центры, в них проведен капитальный ремонт. Жители уже проявляют к ним активный интерес. Повышать его можно за счет комфортных условий, роста профессионального уровня коллективов, проведения разнообразных интересных мероприятий для всех возрастов и оказания дополнительных услуг. Сейчас в КЦ есть кафе, где можно отдохнуть и спокойно подождать ребенка с занятий; лектории, детские игровые зоны. Мы сотрудничаем с различными социальными и бизнес-сообществами, чтобы активно развиваться. Наши двери открыты для самых разных культурных проектов», — отмечает Елена Бахтина.

Имидж как способ коммуникации

Айдентика и брендинг играют ключевую роль в формировании имиджа любого учреждения. Они помогают выделиться на фоне конкурентов, создать узнаваемый образ и привлечь внимание целевой аудитории. В случае с Домом культуры это особенно важно, потому что он работает с разными возрастными группами и социальными слоями. Логотип Дома культуры, внутренняя навигация, концепция оформления пространств должны быть актуальными. Жителям города хочется ходить в современное место, где они гарантированно получат набор качественных услуг.

«Классный брендинг — это возможность выстроить качественную коммуникацию с аудиторией. До сих пор некоторые считают, что ДК и театр — это консервативные институции, которые выглядят соответствующе. Но если вы посмотрите, какие театральные лаборатории, творческие кластеры, мастерские есть в Москве и регионах, заметите, что они часто сделаны с большим вниманием к визуальной айдентике, — отмечает Алексей Баранов. — Сегодня, если у культурного пространства есть свой имидж, свой стиль, оно может ярко заявлять о себе в соцсетях. И его сразу хочется посетить. Таким пространствам хочется помогать»

Культурный центр «Строгино» уделяет особое внимание имиджу как отражению своей миссии. Елена Бахтина рассказывает, что основная концепция визуальной айдентики Культурного центра заключается в создании его современного и функционального образа с использованием ярких цветов, динамичных дизайнерских решений, минимализма. Такой подход позволяет учреждению выделиться среди окружающей застройки и стать заметным, заявить о своей прогрессивности и стремлении к развитию. Центр имеет медиафасад, куда команда транслирует события, и зонирование пространства с отдельными входами в концертный зал и клубную часть.

По мнению Елены, для Культурного центра в современном городском пространстве важны следующие особенности дизайна и проектирования:

  • доступность для всех категорий населения, включая людей с ограниченными возможностями, пожилых и детей;

  • функциональность, обеспечивающая удобство и логичную организацию пространства;

  • безопасность и экологическая устойчивость;

  • зонирование, делящее пространство на функциональные области;

  • использование цвета, текстуры и художественной росписи для визуального зонирования;

  • освещение, позволяющее посетителям комфортно чувствовать себя;

  • мебель, соответствующая общему стилю и удобная для посетителей;

  • концепция и художественный образ, создающие уникальность и привлекательность пространства.

Возможности для ребрендинга

«Если не хватает ресурсов, чтобы заказывать брендинг у московских студий, можно смело обращаться к студентам, которые с удовольствием займутся этим в рамках курсовых или дипломных работ», — уверен Алексей Баранов.

Олег Питецкий предлагает ДК выращивать специалистов самостоятельно: «Если в Дом культуры внедряются креативные индустрии и у него появляется своя мастерская дизайна, это очень быстро приведет к его ребрендингу. Он станет привлекательным, ярким и интересным. В мастерской видеопродакшена можно создавать свой контент для соцсетей — ролики об активностях ДК, о том, как там проходят мероприятия и обучение. Если есть отдельная мастерская SMM, этот контент уже можно активно продвигать с помощью таргетирования и других инструментов. Такие мастерские способны не только образовывать детей, молодежь, но и сразу работать на развитие ДК»

Еще один способ разработать новый имидж — выступить в роли заказчика на конкурсе Агентства креативных индустрий и Союза дизайнеров России «Фабрика дизайна». 

Дата создания: 24.12.2024
0

Мы используем cookies

Во время посещения вами данного сайта Минкультуры России может использовать общеотраслевую технологию, называемую cookie. Файлы cookie представляют собой небольшие фрагменты данных, которые временно сохраняются на вашем компьютере или мобильном устройстве и обеспечивают более эффективную работу сайта. Продолжая просматривать данный сайт, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie и принимаете условия.