Современный Дом культуры: модернизация и ребрендинг
В последние годы многие дома культуры переживают возрождение: команды пространств занимаются модернизацией помещений, запускают ребрендинг и создают актуальную визуальную айдентику.
Как меняются дома культуры, как они выглядят и какие функции в городской среде выполняют, рассказывают кураторы и участники конкурса «Фабрика дизайна 3.0» Ольга Мигина (директор ДК «Темп» в Алтуфьево), Елена Бахтина (директор культурного центра «Строгино»), Олег Питецкий (урбанист-стратег Студии Артемия Лебедева, куратор конкурса) и Алексей Баранов (член жюри конкурса).
Концепция «третьего места»
Концепцию «третьих мест» предложил социолог Рэй Олденбург. Он сформулировал их функцию следующим образом: такие пространства не связаны ни с домом, ни с работой, однако являются важными элементами социальной жизни, открыты для всех желающих и подходят для общения, обучения, совместного творчества и поиска единомышленников.
Долгое время роль «третьего места» в России выполняли именно учреждения культурно-досугового типа. Изначально они назывались народными домами, избами-читальнями, домами политпросвещения, клубами, красными уголками. К концу прошлого века сеть культурно-досуговых учреждений в России насчитывала более 80 000 адресов. За 25 лет ситуация изменилась, количество клубов сократилась вдвое, сейчас их, по данным статистики, около 40 000.
В 2022 году в Москве произошла масштабная реорганизация в сфере культуры — библиотеки и культурные центры каждого административного округа были объединены в 11 учреждений нового формата.
«Наше Объединение культурных центров Северо-Востока Москвы, или, как мы себя позиционируем, «культура СВАО», — это 22 библиотеки и 9 культурных центров, расположенных по всему округу. ДК выполняет множество функций. Прежде всего он является местом встреч людей с общими интересами. Мы называем его «третьим местом». Созданные на нашей базе Соседский центр и проект «Добрые соседи» позволяют плотнее общаться с местными жителями, проводить «добрососедские» вечеринки. Кроме того, Дом культуры выполняет просветительскую функцию. У нас проходят мастер-классы, лекции, курсы, интенсивы по различным направлениям — от танцев до рисования. Люди разного возраста могут найти занятие по душе и развиваться в выбранной области», — рассказывает Ольга Мигина.
Почему и как возрождаются ДК?
«Волна перезапусков ДК происходит не только в Москве, но и в регионах. Я знаю об этом не понаслышке. Например, мы реализовали масштабный проект по перезапуску всех домов культуры в Карачаево-Черкесии. Дворец культуры машиностроителей в Воронеже превратился в Городской дворец культуры. ДК в Железногорске также был реконструирован и смог вписаться в современную реальность», — говорит Алексей Баранов.
Модернизации таких пространств, по словам эксперта, часто способствует и крупный бизнес. Так, Новолипецкий металлургический комбинат открыл на базе Дворца культуры металлургов свой Корпоративный университет НЛМК. Также Алексей отмечает, что в небольших городах функции домов культуры берут на себя учебные учреждения, как Училище искусств им. В. В. Верещагина в Череповце, совмещающее художественную школу и различные секции.
Одна из главных задач современного ДК — сохранение культурного наследия. Например, в алтуфьевском «Темпе» посетители осваивают навыки декоративно-прикладного творчества, богородскую резьбу по дереву и 37 видов традиционной росписи, работают с глиной, учатся валять, ткать, шить, вязать, плести и рисовать.
Еще одна важная функция ДК — терапевтическая: люди активного трудоспособного возраста приходят именно на творческие антистресс-программы: йога звука, хор, гончарство, совместное прядение, открытые уроки живописи, настольные игры.
Стараются учреждения привлекать и молодую аудиторию. Однако это сопряжено с необходимостью серьезной трансформации ДК. «Беда в том, что большинство из них работают еще по лекалам 1970-х годов. Событийная и образовательная программа сильно устарела. Да, классическая культура, рукоделия, мастерские и хореография нужны. Но сейчас — время развития креативных индустрий, у общества сформировался запрос на сервисы и дополнительное образование по новым направлениям. Например, диджитал-дизайн, дизайн среды. Создание на базе ДК таких студий будет способствовать их развитию», — считает Олег Питецкий.
Привлечь молодежь, наладить с ней общий язык и совместно улучшать городскую среду позволяет создание собственной айдентики и визуального имиджа.
Тренды развития современных ДК
Эксперты сходятся во мнении, что в ближайшие годы модернизация домов культуры и культурных центров будет только наращивать темп.
Олег Питецкий выделяет три главных тренда в развитии современных ДК:
Трансформация образовательной программы — создание мастерских для обучения тех, кто сможет создавать ДК новый дизайн, контент и другие элементы визуального имиджа.
Увеличение площадей, активов и ресурсов ДК, в том числе кадрового состава, через развитие района.
Улучшение городской среды и уровня жизни района за счет развития ДК — как это произошло с парком Горького и другими городскими пространствами.
«Я более 13 лет работаю в этой сфере и вижу, что отношение общества к домам культуры в последнее время сильно меняется. Сегодня многие переименованы в культурные центры, в них проведен капитальный ремонт. Жители уже проявляют к ним активный интерес. Повышать его можно за счет комфортных условий, роста профессионального уровня коллективов, проведения разнообразных интересных мероприятий для всех возрастов и оказания дополнительных услуг. Сейчас в КЦ есть кафе, где можно отдохнуть и спокойно подождать ребенка с занятий; лектории, детские игровые зоны. Мы сотрудничаем с различными социальными и бизнес-сообществами, чтобы активно развиваться. Наши двери открыты для самых разных культурных проектов», — отмечает Елена Бахтина.
Имидж как способ коммуникации
Айдентика и брендинг играют ключевую роль в формировании имиджа любого учреждения. Они помогают выделиться на фоне конкурентов, создать узнаваемый образ и привлечь внимание целевой аудитории. В случае с Домом культуры это особенно важно, потому что он работает с разными возрастными группами и социальными слоями. Логотип Дома культуры, внутренняя навигация, концепция оформления пространств должны быть актуальными. Жителям города хочется ходить в современное место, где они гарантированно получат набор качественных услуг.
«Классный брендинг — это возможность выстроить качественную коммуникацию с аудиторией. До сих пор некоторые считают, что ДК и театр — это консервативные институции, которые выглядят соответствующе. Но если вы посмотрите, какие театральные лаборатории, творческие кластеры, мастерские есть в Москве и регионах, заметите, что они часто сделаны с большим вниманием к визуальной айдентике, — отмечает Алексей Баранов. — Сегодня, если у культурного пространства есть свой имидж, свой стиль, оно может ярко заявлять о себе в соцсетях. И его сразу хочется посетить. Таким пространствам хочется помогать».
Культурный центр «Строгино» уделяет особое внимание имиджу как отражению своей миссии. Елена Бахтина рассказывает, что основная концепция визуальной айдентики Культурного центра заключается в создании его современного и функционального образа с использованием ярких цветов, динамичных дизайнерских решений, минимализма. Такой подход позволяет учреждению выделиться среди окружающей застройки и стать заметным, заявить о своей прогрессивности и стремлении к развитию. Центр имеет медиафасад, куда команда транслирует события, и зонирование пространства с отдельными входами в концертный зал и клубную часть.
По мнению Елены, для Культурного центра в современном городском пространстве важны следующие особенности дизайна и проектирования:
доступность для всех категорий населения, включая людей с ограниченными возможностями, пожилых и детей;
функциональность, обеспечивающая удобство и логичную организацию пространства;
безопасность и экологическая устойчивость;
зонирование, делящее пространство на функциональные области;
использование цвета, текстуры и художественной росписи для визуального зонирования;
освещение, позволяющее посетителям комфортно чувствовать себя;
мебель, соответствующая общему стилю и удобная для посетителей;
концепция и художественный образ, создающие уникальность и привлекательность пространства.
Возможности для ребрендинга
«Если не хватает ресурсов, чтобы заказывать брендинг у московских студий, можно смело обращаться к студентам, которые с удовольствием займутся этим в рамках курсовых или дипломных работ», — уверен Алексей Баранов.
Олег Питецкий предлагает ДК выращивать специалистов самостоятельно: «Если в Дом культуры внедряются креативные индустрии и у него появляется своя мастерская дизайна, это очень быстро приведет к его ребрендингу. Он станет привлекательным, ярким и интересным. В мастерской видеопродакшена можно создавать свой контент для соцсетей — ролики об активностях ДК, о том, как там проходят мероприятия и обучение. Если есть отдельная мастерская SMM, этот контент уже можно активно продвигать с помощью таргетирования и других инструментов. Такие мастерские способны не только образовывать детей, молодежь, но и сразу работать на развитие ДК».
Еще один способ разработать новый имидж — выступить в роли заказчика на конкурсе Агентства креативных индустрий и Союза дизайнеров России «Фабрика дизайна».