От виртуальных выставок до киберискусства
Все последние годы на фоне постоянно растущего интереса аудитории к культуре и искусству музеи и выставочные пространства России активно движутся в сторону концептуально иной коммуникации с аудиторией. В разных городах страны для этого создаются виртуальные экспозиции, используются дополненная, виртуальная реальности и даже сенсорные технологии.
Вместе с командой «IT группа ОТКРЫТИЕ» рассказываем о новых форматах взаимодействия с культурой и о том, какие технологии используются сегодня в музеях.
Дополненная реальность
Технология дополненной реальности (AR) становится востребованной не только в продажах и рекламе, но и в выставочных пространствах, музейных залах и на культурных мероприятиях. AR предоставляет простой в использовании доступ к виртуальным элементам — нужно только навести камеру смартфона на QR-код рядом с объектом.
Благодаря дополненной реальности картины как будто оживают — цифровые слои могут двигаться, зритель видит, как художник работал над полотном, что осталось за пределами холста. Зоологические и научные музеи сегодня активно применяют трехмерные модели, которые способны показать вымерших животных или, скажем, ход химической реакции. AR также позволяет получить более подробную информацию об экспонате, но это наиболее простой метод применения этого инструмента.
Посетители Русского музея, например, получили возможность увидеть, как выглядело его здание во время открытия, как оно менял свой облик, пережило ленинградскую блокаду и какие экспозиции выставлялись в разные годы. Экскурсии по «оживленной» экспозиции создаются музейщиками при помощи приложения дополненной реальности Artefact от Министерства культуры РФ.
Дополненная реальность используется при создании квестов — поиске виртуальных объектов, которые находятся в реальном зале, а еще помогает ориентироваться или составлять индивидуальный маршрут.
Виртуальная реальность
Виртуальная реальность (VR) — более сложная технология, которая требует специальной гарнитуры. VR полностью погружает в фантастический мир — позволяет гулять по виртуальным локациям и «трогать» экспонаты.
В Музее железных дорог России, например, есть VR-путешествие по императорскому поезду, который курсировал из Санкт-Петербурга в Хельсинки. Надев специальные очки, можно увидеть роскошный интерьер из ценных пород дерева и дорогих тканей.
Виртуальная голограмма
Голограмма позволяет видеть трехмерный объект без каких-либо приспособлений с любой точки обзора, поэтому она выглядит реалистичнее обычного 3D-изображения и создает иллюзию присутствия. Реализуется с помощью специальной пленки, которая служит экраном, и правильно выстроенного света.
Голограммы открывают огромные перспективы — с их помощью можно построить голографическую реальность или проводить эффектные представления.
Интерактивная экспозиция в виде голограммы активно реализуется в музеях. В Музее Победы на Поклонной горе с помощью голографии можно изучить оружие эпохи Великой Отечественной войны или полистать книгу с сенсорными датчиками.
В музеи внедряются и гиды-голограммы — без дополнительных гаджетов посетители принимают участие в экскурсии, которую ведет не живой человек, а голограмма. В Египетском музее экскурсоводом можно выбрать Тутанхамона.
Видеомэппинг
Видеопроекция в музеях — это уже классика. Следующий этап ее развития — видеомэппинг (3D mapping). Проекция накладывается не на ровный экран, а на любой трехмерный объект — здание, интерьер или даже лица участников. Технология существует уже несколько лет, сейчас ее активно применяют на фестивалях, концертах, выставках, в театрах и музеях.
Видеомэппинг — достаточно сложная технология, так как графику нужно разрабатывать с учетом неровной конфигурации и особенностей рельефа объектов. Благодаря наложенному изображению поверхность «оживает». Примеры видеомэппинга можно увидеть в Музейном комплексе «Дорога памяти. 1418 шагов к Победе» и музее «Новый Иерусалим».
Сенсорные технологии
Возможность не только смотреть, но и управлять экспозицией — одно из самых ярких впечатлений от коммуникации с искусством. Технология запускается за счет реакции на движение посетителя или даже жеста в воздухе, чтобы картина начала меняться.
Примеров использования такой технологии в российских музеях пока немного. Один из самых ярких — мультимедийная программа на выставке Николая Рериха, которая прошла в Галерее современного искусства ГМИИ Республики Татарстан. Встав на определенную точку в зале, посетители рассматривали полотна и управляли виртуальным визуальным рядом и звуковым сопровождением.
Виртуальные экспозиции
Виртуальные экспозиции выстраиваются по особой логике и призваны дополнить музейную экспозицию интересным и полезным контентом. Например, в Музее РЖД показывают виртуальный разрез тепловоза ТЭП-70 в его в первозданном виде. Посетитель слышит, как работают механизмы, видит их движение. Модель тепловоза воссоздали в 3Ds Max.