Виртуальная реальность
Виртуальная реальность (VR) — более сложная технология, которая требует специальной гарнитуры. VR полностью погружает в фантастический мир — позволяет гулять по виртуальным локациям и «трогать» экспонаты.
В Музее железных дорог России, например, есть VR-путешествие по императорскому поезду, который курсировал из Санкт-Петербурга в Хельсинки. Надев специальные очки, можно увидеть роскошный интерьер из ценных пород дерева и дорогих тканей.
Виртуальная голограмма
Голограмма позволяет видеть трехмерный объект без каких-либо приспособлений с любой точки обзора, поэтому она выглядит реалистичнее обычного 3D-изображения и создает иллюзию присутствия. Реализуется с помощью специальной пленки, которая служит экраном, и правильно выстроенного света.
Голограммы открывают огромные перспективы — с их помощью можно построить голографическую реальность или проводить эффектные представления.
Интерактивная экспозиция в виде голограммы активно реализуется в музеях. В Музее Победы на Поклонной горе с помощью голографии можно изучить оружие эпохи Великой Отечественной войны или полистать книгу с сенсорными датчиками.
В музеи внедряются и гиды-голограммы — без дополнительных гаджетов посетители принимают участие в экскурсии, которую ведет не живой человек, а голограмма. В Египетском музее экскурсоводом можно выбрать Тутанхамона.
Видеомэппинг
Видеопроекция в музеях — это уже классика. Следующий этап ее развития — видеомэппинг (3D mapping). Проекция накладывается не на ровный экран, а на любой трехмерный объект — здание, интерьер или даже лица участников. Технология существует уже несколько лет, сейчас ее активно применяют на фестивалях, концертах, выставках, в театрах и музеях.
Видеомэппинг — достаточно сложная технология, так как графику нужно разрабатывать с учетом неровной конфигурации и особенностей рельефа объектов. Благодаря наложенному изображению поверхность «оживает». Примеры видеомэппинга можно увидеть в Музейном комплексе «Дорога памяти. 1418 шагов к Победе» и музее «Новый Иерусалим».
Сенсорные технологии
Возможность не только смотреть, но и управлять экспозицией — одно из самых ярких впечатлений от коммуникации с искусством. Технология запускается за счет реакции на движение посетителя или даже жеста в воздухе, чтобы картина начала меняться.
Примеров использования такой технологии в российских музеях пока немного. Один из самых ярких — мультимедийная программа на выставке Николая Рериха, которая прошла в Галерее современного искусства ГМИИ Республики Татарстан. Встав на определенную точку в зале, посетители рассматривали полотна и управляли виртуальным визуальным рядом и звуковым сопровождением.
Виртуальные экспозиции
Виртуальные экспозиции выстраиваются по особой логике и призваны дополнить музейную экспозицию интересным и полезным контентом. Например, в Музее РЖД показывают виртуальный разрез тепловоза ТЭП-70 в его в первозданном виде. Посетитель слышит, как работают механизмы, видит их движение. Модель тепловоза воссоздали в 3Ds Max.