Стратегия масштабирования культурных проектов
Один из ключевых вопросов, который волнует многих руководителей, — как расширять успешные проекты без потери качества. Развитие локальных инициатив до федерального уровня — сложный процесс, требующий поэтапного подхода. Так, фестиваль «Город танцует в парках» под руководством Дружинина изначально проводился в Московской области, но благодаря системному подходу смог привлечь представителей разных регионов России.
«Мы предложили участникам со всей страны подать заявки онлайн. Так мы смогли оценить спрос и понять, в каких регионах развивать проект дальше», — отметил Егор Дружинин.
Эксперт рекомендует начинать с отработки механизмов на локальном уровне. Прежде чем расширяться, важно убедиться, что проект работает без сбоев в рамках одного региона.
Для расширения также важно создавать тиражируемые модели. Разработка четких методик и стандартов позволяет передавать успешный опыт без потери качества. Это дает возможность другим субъектам проводить аналогичные мероприятия по франшизе, на которых, например, в качестве жюри или педагогов будут выступать ваши специалисты.
Кадровая политика по формированию эффективной команды
Один из самых болезненных вопросов для любого руководителя — работа с персоналом. Дружинин признался, что главные управленческие сложности связаны именно с людьми. Он советует выбирать не только по таланту, но и по вовлеченности. Даже гениальный специалист, который не разделяет ваших ценностей, может стать проблемой: «Лучше взять менее талантливого, но мотивированного человека, чем гения, с которым невозможно найти общий язык».
Еще одним ключевым принципом формирования эффективной команды является предоставление сотрудникам возможности исправлять ошибки — люди могут меняться, нужно давать им шанс проявить себя. В творческой среде особенно важно сохранять гибкость в управлении людьми.
При этом, как отметил хореограф, не стоит бояться своевременно расставаться с теми, кто не соответствует требованиям. Если человек не понимает сути работы, лучше вовремя прекратить сотрудничество без лишних конфликтов.
Баланс между творчеством и администрированием
Многие руководители в сфере культуры сталкиваются с конфликтом творческой свободы и управленческой рутины. Дружинин признался, что в нем «творческий человек убивает организатора», но без грамотного администрирования проекты нежизнеспособны.
Для того чтобы оптимизировать процесс, он рекомендует делегировать организационные задачи — не обязательно контролировать все лично. Наличие надежного администратора или продюсера позволяет творческому руководителю сосредоточиться на содержательной части работы.
Важно формировать команду, которая разделяет ваше видение. При этом в ней следует четко распределять зоны ответственности. Каждый член должен понимать свои задачи и пределы полномочий.
Эксперт советует отказываться от проектов, которые не вызывают искреннего интереса. Работа для галочки или исключительно ради коммерческой выгоды быстро приводит к профессиональному выгоранию.
«Моя супруга берет на себя много административных задач, но мне некомфортно, что она делает это не по желанию, а по необходимости. Идеально — найти человека, который будет вдохновляться проектом так же, как и вы», — говорит Егор Дружинин.
Профилактика профессионального выгорания
Руководители культурных учреждений часто работают на пределе возможностей, что требует особого внимания к психологическому состоянию. Дружинин признался, что полностью отключаться от работы у него не получается даже в отпуске, но есть способы снизить стресс.
Он советует создавать для себя поддерживающую комфортную среду. Это могут быть как доверительные отношения в коллективе, так и, например, дом и семья как точка личной опоры.
Важно находить время на отдых: даже в условиях напряженного графика необходимо выделять периоды для перезагрузки.
Эксперт рекомендует брать только те проекты, которые вдохновляют, или фокусироваться на задачах, приносящих удовлетворение. По его мнению, энтузиазм и личная заинтересованность — лучшая защита от эмоционального истощения. «Я больше не могу тратить время на то, что не вызывает у меня искреннего интереса, даже если это сулит коммерческий успех», — поделился Егор Дружинин.