Рубрика «Чистовик». Что такое страдательные (пассивные) обороты и почему их следует избегать
Давайте рассмотрим несколько предложений, составленных сотрудниками культурных учреждений – пользователями платформы «PRO.Культура.РФ»:
- Лекция будет прочитана искусствоведом А. Мировой.
- На мероприятии участниками будет выяснено, почему произведения Пушкина так популярны.
- На прошлой неделе Натальей Васильевной был проведен познавательный квест.
- Библиотекарем обслуживаются на дому люди с ограниченными возможностями здоровья.
- Сотрудниками музея проводятся экскурсии по казачьей горнице, организуются праздники.
Они построены по одному и тому же принципу: в центре внимания оказывается не субъект действия, а объект и совершаемое над ним действие. Подобные конструкции называются страдательными, пассивными. В этом выпуске мы разберемся, почему такие конструкции не стоит использовать при оформлении контента на «PRO.Культура.РФ».
Основной недостаток пассивных конструкций – они делают текст канцелярским. О том, что такое канцеляризмы, мы уже рассказывали в одном из выпусков рубрики «Чистовик».
Напомним, что это слова и обороты, характерные для официально-делового стиля речи. Они отличаются чрезмерной формальностью и часто избыточны. Канцеляризмы встречаются в документах, отчетах, официальной переписке и т. п. И страдательные (пассивные) обороты речи характерны как раз для таких текстов. Но контент, размещаемый на платформе «PRO.Культура.РФ», не относится к документам, отчетам и т. п. Место – это интересный рассказ о площадке проведения мероприятий, цель которого – привлечь посетителей; событие и трансляция – анонс мероприятия, который должен заинтересовать читателя, потенциального посетителя мероприятия / зрителя трансляции; обзор – занимательный рассказ о проведенной встрече. Поэтому при размещении мест, событий, трансляций, обзоров важно избегать канцеляризмов, в том числе пассивных оборотов, – они утяжеляют текст, делают его неестественным и сложным для восприятия.
Как исправить пассивную конструкцию на активную:
- Определите субъект действия. Он отвечает на вопрос «кто?» или «что?».
- Переформулируйте предложение: поместите субъект действия в центр повествования (чаще всего он размещается в начале предложения) и используйте активный глагол. Избавьтесь от канцеляризмов и прочих избыточных слов.
Например: Руководителем кружка декоративно-прикладного творчества Надеждой Воронковой будет подготовлена и оформлена выставка поделок.
Зададим вопрос: кто готовит выставку? Ответ – руководитель кружка декоративно-прикладного творчества Надежда Воронкова, значит – это и есть субъект действия. Кроме того, одно из сказуемых избыточно: в таком контексте подготовить (выставку) = оформить (выставку), поэтому один из глаголов следует убрать.
Перепишем предложение: Руководитель кружка декоративно-прикладного творчества Надежда Воронкова оформит выставку поделок.
Давайте скорректируем наши примеры:
- Лекция будет прочитана искусствоведом А. Мировой – Лекцию прочитает искусствовед А. Мирова.
- На мероприятии участниками будет выяснено, почему произведения Пушкина так популярны – Участники мероприятия выяснят, почему произведения Пушкина так популярны.
- На прошлой неделе Натальей Васильевной был проведен познавательный квест – На прошлой неделе Наталья Васильевна провела познавательный квест.
- Библиотекарем обслуживаются на дому люди с ограниченными возможностями здоровья – Библиотекарь обслуживает на дому людей с ограниченными возможностями здоровья.
- Сотрудниками музея проводятся экскурсии по казачьей горнице, организуются праздники – Сотрудники музея проводят экскурсии по казачьей горнице, организуют праздники.
Как можно заметить, такие предложения намного легче читать. Активные конструкции делают текст более динамичным, понятным и интересным.
Для сотрудников культурных учреждений особенно важно говорить на языке, понятном и близком их аудитории, поэтому старайтесь вдумчиво и с интересом подходить к оформлению контента. Канцелярский язык используйте только при работе с официально-деловыми текстами.
Обращаем внимание, что вы можете предложить свою тему для «Чистовика». Напоминаем, что в рамках рубрики мы рассматриваем как правила написания грамотного текста, так и особенности оформления событий, мест и обзоров на платформе «PRO.Культура.РФ». Поделиться идеями можно, написав в службу поддержки.