Рубрика «Чистовик». Оформление заголовка события: родовое понятие
При размещении анонса необходимо максимально точно передать формат предстоящего мероприятия. Поэтому следует внимательно подходить к выбору родового понятия, ведь оно указывается в заголовке события, а заголовок – это первое, что видит читатель афиши.
Для начала напомним основные правила оформления поля «Название» при создании события на «PRO.Культура.РФ»:
- оно должно быть оформлено на русском языке (допускаются названия мероприятий на латинице, но слова на национальном языке нужно перевести на русский);
- нужно обязательно указать родовое понятие, описывающее суть и формат мероприятия;
- если у мероприятия есть собственное название – родовое слово/словосочетание должно стоять перед ним, а не после;
- название мероприятия выделяется кавычками-«елочками».
Как правильно подобрать родовое понятие
1. Опирайтесь на формат предстоящего мероприятия.
Помните, что родовое понятие должно соответствовать категории события и описываемой программе.
2. Родовое понятие должно быть широко распространено и известно любой аудитории.
Не пишите калейдоскоп, библиошторм, мозаика и т. п. – такие слова не описывают формат мероприятия и его суть. Лучше использовать более понятные всем слова и словосочетания: вечер отдыха, игровая программа, литературная гостиная, концерт, спектакль и т. д.
Внимание! Не используйте придуманные вами слова и словосочетания, ведь их смысл будет понятен только вам. Например: кальвар-шоу, нелекция, мамулечник, детскотека, дублер-шоу, библиофактрум, библиофорсаж, арт-фонарь, квест-парламент, поэтический серпантин, мастер-принт и т. п.
3. Оно должно быть коротким и емким.
Например, не нужно писать Развлекательно-познавательная интерактивная тематическая праздничная программа «Веселись, молодежь» – заголовок получится слишком длинным (из-за чего будет обрезаться в афишах или мешать отображению другой информации) и перегруженным второстепенными характеристиками, которые можно указать в описании.
Еще пример: Выставка декоративно-прикладного и изобразительного творчества Марии Лавренко «Моя страна». У мероприятия есть собственное название, поэтому заголовок лучше сократить, перенеся остальную информацию в описание: Выставка «Моя страна».
4. Оно должно быть грамотно написано.
Не пишите книжно-иллюстрированная выставка (правильно: книжно-иллюстративная), танцевально-познавательная программа (правильно: познавательная танцевальная программа или просто танцевальная программа), информ-досье (правильно: информдосье), эко-час (правильно: экочас), фото-выставка (правильно: фотовыставка) и т. д. При возникновении сомнений в написании того или иного слова/словосочетания рекомендуем обратиться к орфографическим словарям.
5. Выбирайте слова, в значении которых вы уверены.
Если фактически выбранное вами слово или словосочетание имеет иное значение – вы запутаете читателя. Например, не нужно писать агитбригада – это не мероприятие, а объединение, коллектив; завалинка – это слово вообще не относится к форматам мероприятий (значение слова). Если анонсируете встречу или выставку, не используйте слово вернисаж – это торжественное открытие выставки. Значение слова можно проверить в толковых словарях.
6. Если мероприятие виртуальное – нужно отразить это в родовом понятии.
Обязательно используйте в этом случае слова онлайн, виртуальный, трансляция и т. п.
7. Не используйте слово мероприятие в качестве родового понятия.
Слово мероприятие не описывает формат и суть предстоящего события, даже в сочетании с другими словами. Выберите другое, более подходящее понятие.
8. Не сочетайте латиницу и кириллицу.
Не пишите work-шоп, art-встреча, disco вечеринка и т. п. Подобное написание не соответствует нормам русского языка.
9. Не дублируйте информацию.
Избегайте явных повторов и избыточных словосочетаний. В заголовке нежелательны такие повторы, как Игровая программа «Веселые игры», Экскурсионная программа «Экскурсия в прошлое», Караоке-батл «Вечер караоке», – во всех примерах родовое понятие лучше сократить или перефразировать. Также не нужно, например, писать квест-игра, квиз-игра – квест и квиз и так являются играми. Подробнее об избыточности в тексте рассказываем в одном из выпусков рубрики «Чистовик».
10. Не используйте слово лотерея.
Обращаем внимание, что это слово нельзя использовать не только в заголовке, но и в целом при оформлении события. Подробнее – по ссылке.
Полезные материалы:
- правила оформления событий;
- орфографический академический ресурс «АКАДЕМОС»;
- словари на портале «Грамота.ру»;
- выпуск «Рубрика «Чистовик». Частые ошибки, возникающие при оформлении заголовка события»;
- выпуск «Рубрика «Чистовик». Речевая избыточность и речевая недостаточность в тексте»;
- пост в блоге «Почему не нужно использовать слово «лотерея» в событиях и обзорах».